Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 860618-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с ректорами образовательных организаций высшего образования, состоявшейся 4 июля 2018 г. (N ДМ-П8-4182 от 12 июля 2018 г., часть первая подпункта "б" пункта 2).
Институт аспирантуры (адъюнктуры) в Российской Федерации является главной формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для дальнейшей работы в системе высшего образования и науки.
С 1 сентября 2013 г. в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - программы аспирантуры (адъюнктуры) были отнесены к уровню высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. В настоящее время программы аспирантуры (адъюнктуре) подлежат государственной аккредитации, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся (статья 92 Закона об образовании). По программам аспирантуры утверждены 53 ФГОС, не содержащие принципиальной дифференциации требований к структуре, условиям и результатам реализации указанных программ.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. N 227 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2016 г., регистрационный N 41754), итогом обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) является представление в рамках государственной итоговой аттестации научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). При этом выпускникам, успешно завершившим обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ об образовании и о квалификации (далее - диплом), а также заключение по диссертации, необходимое для дальнейшей ее защиты в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (далее - постановление N 842).
Действующая модель аспирантуры (адъюнктуры) не обязывает лиц, завершивших обучение в аспирантуре (адъюнктуре), в дальнейшем защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и является одной из возможных траекторий подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, поскольку постановлением N 842 установлен механизм защиты диссертации без освоения программ аспирантуры.
Таким образом, на пути к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в рамках освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) выпускник аспирантуры защищает фактически две научно-квалификационные работы (диссертации) - одну в форме научного доклада в рамках прохождения государственной итоговой аттестации, вторую - диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в порядке, установленном постановлением N 842, в совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
На основании изложенного следует, что программы аспирантуры (адъюнктуры), имеющие государственную аккредитацию и реализуемые в соответствии с ФГОСами, больше направлены на освоение образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), а не на научную деятельность и подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, что и вытекает из цели проведения государственной аккредитации образовательных программ, установленной Законом об образовании.
Вместе с тем основной целью обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) исторически является подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В связи с чем возникла необходимость модификации программ аспирантуры (адъюнктуры) и смещения акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что программы аспирантуры (адъюнктуры) будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований к программам аспирантуры (адъюнктуры), которые будут утверждаться Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Законопроектом также предлагается отказаться от проведения государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры), сохранив все академические права обучающихся по указанным программам, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу и заменить государственную итоговую аттестацию по указанным программам на итоговую аттестацию, усилив научную составляющую подготовки обучающихся к научной деятельности с последующей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Законопроектом предлагается утвердить на уровне Правительства Российской Федерации положение о подготовке научно-педагогических кадров, включая порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок осуществления контроля за подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Концепция программ аспирантуры (адъюнктуры), содержащаяся в законопроекте, принципиально отличает предлагаемую модель программ аспирантуры (адъюнктуры) от существующей сегодня модели функционирования программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых на основе ФГОС или образовательных стандартов.
При этом организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры), по-прежнему будут устанавливаться контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Законопроектом предлагается установить, что в рамках освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) должна быть подготовлена диссертация, соответствующая критериям, установленным постановлением N 842. Порядок проведения итоговой аттестации будет установлен Министерством науки и высшего образования в Российской Федерации. Законопроектом также предусматривается возможность защиты обучающимся диссертации до истечения срока завершения обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам аспирантуры (адъюнктуры), будет выдан диплом, образец которого также будет утверждаться Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Законопроектом устанавливается, что обладателю диплома, полученного по результатам обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры) после принятия законопроекта, будут предоставляться те же права для занятия профессиональной деятельностью и должностей, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, как и лицам, получившим диплом по программе аспирантуры (адъюнктуры), имеющей государственную аккредитацию.
Помимо положений о возможности защиты обучающимся диссертации до истечения срока завершения обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры), законопроектом установлены положения, позволяющие защитить диссертацию после завершения обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Переходными положениями законопроекта предлагается предусмотреть, что выданные свидетельства о государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) будут признаны недействующими со дня вступления в силу законопроекта. Вместе с тем с целью обеспечения прав обучающихся по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами, законопроектом предлагается установить, что обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами до вступления в силу федерального закона, будет осуществляться до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ. При этом указанные обучающиеся вправе будут перейти на обучение по программам подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (далее - законопроект) не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При этом принятие законопроекта повлечет возникновение выпадающих доходов федерального бюджета за счет не поступления государственной пошлины, установленной статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 27 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", взимаемой за выдачу свидетельства о государственной аккредитации. В свою очередь, свидетельство о государственной аккредитации выдается по результатам проведенной аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза).
Государственная пошлина взымается за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки в размере 100 000 рублей (статья 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Размер прогнозируемых выпадающих доходов рассчитывается с учетом предполагаемого количества обращений организаций за выдачей свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в период с 2021 по 2025 годы согласно приведенной таблице:
Год |
Количество организаций |
Количество УГСН (не менее 5-6 УГСН по аспирантуре (адъюнктуре) в каждой организации) |
Государственная пошлина, рублей |
2021 |
190 |
1115 |
111 500 000 |
2022 |
179 |
450 |
45 000 000 |
2023 |
90 |
386 |
38 600 000 |
2024 |
167 |
966 |
96 600 000 |
2025 |
45 |
288 |
28 800 000 |
Итог: |
671 |
3205 |
320 500 000 |
Принятие данного законопроекта позволит организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), снизить расходы на аккредитационную экспертизу.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) " потребует издания следующих нормативных правовых актов:
1) Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации 9 сентября 2008 г. N 1332 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования".
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные государственные органы.
2) постановлений Правительства Российской Федерации:
об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических кадров, включая порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок осуществления контроля за подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней";
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 261 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений";
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076".
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные государственные органы.
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Рособрнадзор.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
3) приказов Минобрнауки России:
об утверждении федеральных государственных требований к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
об утверждении порядка проведения итоговой аттестации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов";
о внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. N 248 "О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)";
о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ";
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 2 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
4) приказа Министра обороны Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663".
Обоснование необходимости подготовки - внесение изменений в форму справки образовательной или научной организации, необходимой для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, в связи с отменой государственной аккредитации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобороны России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.