Досье на проект федерального закона
За последние годы произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объем рынка в денежном выражении составил 671 млрд рублей в 2018 году и по прогнозам достигнет 709 млрд рублей в 2019 году. Значительно повысилась социальная значимость этой отрасли с точки зрения обеспечения занятости населения, работа в такси остается важным источником дополнительного заработка граждан. Количество официально занятых в отрасли в 2018 году составило 584 тысячи человек, в 2019 году численность работников показывает рост на 3% и, по прогнозам, достигнет порядка 600 тыс. таксистов.
Такси играет важнейшую роль в обеспечении транспортной связности городов; в ряде населенных пунктов такси выполняет функцию общественного транспорта. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7%.
Расширение применения информационных технологий в этой отрасли позволило значительно повысить доступность и прозрачность сферы такси. На 2019 год сервисы заказа такси занимают порядка 60% легального рынка такси, 53% с учетом нелегального.
Вместе с тем значительными темпами растет нелегальный рынок перевозок такси. Его объем в денежном выражении вырос на 35% с 75 млрд. рублей в 2017 году до 101 млрд. рублей в 2019 году и составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 году, составив 441 тысячу разрешений против 467 тысяч на 2017 год. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России. Также широко распространены схемы ухода компаний от налогов через оформление водителей в качестве индивидуальных предпринимателей: в ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число разрешений, выданных ИП.
Отсутствие должного контроля за водителями приводит к снижению безопасности перевозок, а увеличение количества водителей создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля и транспортной безопасности, в том числе с использованием цифровых технологий.
Действующая модель государственного регулирования рынка легкового такси требует изменений, обусловленных указанными реалиями развития рынка и необходимостью законодательно зафиксировать права и обязанности сервисов заказа такси в сформировавшихся условиях.
Проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. Законопроектом определяются полномочия Российской Федерации и ее субъектов по государственному регулированию отношений в области осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, а также формализуются связанные с ними понятия, требования и процедуры.
Проект Федерального закона устанавливает, что право юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого гражданина осуществлять деятельность по перевозке легковым такси возникает с момента получения им соответствующего разрешения и прекращается при истечении срока действия или аннулировании такого разрешения, причем каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть удостоверено отдельным разрешением. В тексте Законопроекта разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси определяется как специальный документ на бумажном носителе или электронный документ, выданный уполномоченным органом и удостоверяющий право фрахтовщика, указанного в разрешении, на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Отдельно отмечается, что срок предоставления государственной услуги не может превышать трех рабочих дней и исчисляется с даты подачи заявления в уполномоченный орган.
Также определяется порядок процедуры выдачи, оформления и учета разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Так, разрешение выдается на срок не менее пяти лет, а дубликат выдается на срок действия утраченного или испорченного разрешения. Отдельно отмечается, что срок действия разрешения в любом случае не может превышать срока действия документов, подтверждающих право владения или пользования транспортным средством. Кроме того, в тексте Законопроекта приводится список данных, обязательных к указанию в разрешении, а также указываются случаи, в которых происходит переоформление разрешения или же выдача дубликата.
В целях обеспечения условий для развития сферы такси Законопроект закрепляет полномочия субъектов РФ по введению региональных ограничений количества действующих разрешений такси. Уже сейчас в ряде регионов России на 1000 жителей приходится порядка 12-15 выданных разрешений. С учетом сохранения темпов роста рынка такси, а также легализации отрасли за счет выхода из тени существующих перевозчиков, такие ограничения могут быть введены на уровне не менее 30 действующих разрешений на 1000 жителей региона, проживающих на территории соответствующего субъекта. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона.
Законопроектом определяются порядок ведения и содержание реестров служб заказа легкового такси, а также реестров легкового такси. Указывается, что ведение реестров осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в электронном виде. В тексте законопроекта приводятся основания для внесения и аннулирования записи в реестр, а также устанавливается, что сведения, содержащиеся в реестрах в электронном машиночитаемом виде, должны быть открытыми и доступными для всех заинтересованных лиц. Актуализация информации и сведений, содержащихся в реестре, должна осуществляться уполномоченным органом ежедневно. При наличии реестра легкового такси, размещённого на сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, служба заказа легкового такси обязана ежедневно проверять действительность разрешений на основании сведений реестра легкового такси. Не допускается передача службой заказа легкового такси информации о заказах легкового такси и обеспечение доступа к такой информации фрахтовщикам и их водителям, не имеющим разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси.
Законопроектом определяется, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, осуществляющие деятельность по перевозке легковым такси, обязаны использовать в качестве легкового такси транспортные средства, допущенные к участию в дорожном движении, выполнять требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выполнять требования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, установленные статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Допускается организация и проведение автоматизированного дистанционного предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств. Допускается проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием средств удаленного медицинского контроля, размещенных вне медицинских учреждений.
Указывается, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет, а также пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси на транспортное средство, к управлению которым водитель будет допущен. Не допускается управление легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Кроме того, водитель не должен иметь непогашеную или неснятую судимость за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, 117, 131, 132 в случае, если указанные преступления признаны тяжкими или особо тяжкими, статьями 205, 205.4, 205.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в течение предшествующих шести календарных месяцев не должен быть лишен права управления транспортными средствами. Законопроектом вводится запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. При этом допускается оформление электронного путевого листа. Отдельно указывается, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого между фрахтователем и фрахтовщиком.
В соответствии с Законопроетом, фрахтовщик (водитель фрахтовщика) имеет право на заключение публичного договора фрахтования только на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение, а также на территории смежных с ним субъектов Российской Федерации. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси на территориях иных субъектов Российской Федерации допускается в случае, если пункт отправления находится на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение или смежного с ним, а пункт назначения находится за пределами этой территории. Заключение публичного договора фрахтования на территориях иных субъектов Российской Федерации допускается при условии, что пункт назначения находится на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение, или смежного с ним. Разрешение, выданное одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации, не смежного с ним, без ограничений относительно маршрутов следования при условии наличия между субъектами Российской Федерации соответствующего соглашения.
Устанавливается, что право осуществлять деятельность служб заказа легкового такси на территории Российской Федерации возникает с момента подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем извещения о начале осуществления деятельности и прекращается при аннулировании записи в едином государственном реестре служб заказа легкового такси. Указывается, что государственная услуга по приему и учету извещений служб заказа легкового такси предоставляется уполномоченным органом по месту нахождения службы заказа легкового такси. Кроме того, в тексте Законопроекта приводится список данных, обязательных к указанию в извещении. На службу заказа легкового такси Законопроектом возлагаются обязательства по обеспечению обработки персональных данных при заказе легкового такси в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных.
Кроме того, в Законопроекте приводится список данных, обязательных к размещению на Интернет-странице службы заказа легкового такси, определяется содержание договора об обработке информации о заказе легкового такси. Подчеркивается, что права и обязанности по договору фрахтования пассажиров и багажа легковым такси, заключенному с использованием сервисов службы заказа легкового такси, возникают непосредственно у фрахтовщика, если договором об обработке информации о заказе легкового такси со службой заказа легкового такси не предусмотрено иное. Также вводится обязанность службы заказа легкового такси в установленном порядке передавать в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации данные о местоположениях и маршрутах следования легковых такси.
Согласно Законопроекту, служба заказа легкового такси вправе создавать и внедрять информационные системы в целях осуществления мониторинга режима труда и отдыха водителей легкового такси, а также добровольно страховать риски причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и водителей такси, причиненного в результате оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно Законопроекту, фрахтовщик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно Законопроекту, служба заказа легкового такси несет солидарную ответственность за реальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси самозанятым гражданином или водителем-индивидуальным предпринимателем, заключившим договор об обработке информации о заказе легкового такси со службой заказа легкого такси. Максимальный размер ответственности службы заказа легкового такси не может суммарно превышать двух миллионов рублей в отношении возмещения реального вреда жизни или здоровью, багажу, ручной клади каждого пассажира по одному случаю причинения такого вреда. Возмещение службой заказа легкового такси указанного в настоящей части ущерба может осуществляться с использованием механизма добровольного страхования рисков своей ответственности или добровольного страхования рисков причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Законопроект вступает в силу с момента его официального опубликования. Отдельные положения, касающиеся, среди прочего, не допуска к управлению легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений, вступят в силу позднее.
Принятие данного Законопроекта позволит создать современные правовые условия для дальнейшего развития рынка перевозок такси в России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует признать утратившими силу:
1) статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2310);
2) статью 3 Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2126).
Принятие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внести изменения в:
1) Статьи 20, 23, 30 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в части распространения требований по обеспечению безопасности на самозанятых водителей;
2) Статьи 2, 3.1, 7, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части особенностей заключения договора фрахтования с использованием службы заказа легкового такси.
3) Главу 13 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях в части установления ответственности за нарушение установленного федеральным законом порядка деятельности служб заказа легкового такси.
4) Статью 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части осуществления государственного контроля за самозанятыми гражданами.
5) Статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части регионального государственного контроля (надзора) за осуществлением деятельности служб заказа легкового такси.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация данного федерального закона потребует внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты в части установления электронной формы путевых листов, введения дистанционной формы контроля технического состояния транспортных средств с использованием информационных технологий, медицинских осмотров водителей такси с применением телемедицинских технологий:
1) Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
2) Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
3) Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств";
4) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров";
5) Приказ Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.