Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 873108-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) ряда изменений, направленных на совершенствование процедуры рассмотрения Роспатентом заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1246 Кодекса юридически значимые действия по государственной регистрации, выдаче патентов и свидетельств, а также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, осуществляются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218 является Роспатент.
Государственные услуги предоставляются Роспатентом с участием ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - Институт), который проводит подготовительные работы для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности.
Однако на практике возникают затруднения в разграничении функций Роспатента и Института при предоставлении государственных услуг (в особенности у заявителей и государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью Роспатента).
Законопроектом в Кодекс вносятся изменения предоставляющие возможность осуществление Роспатентом деятельности связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности непосредственно или через подведомственное ему учреждение (Институт).
Также законопроектом предусматривается совершенствование порядка проведения информационного поиска и экспертизы заявки на получение патента на изобретение или полезную модель.
В настоящий момент информационный поиск проводится в составе государственной услуги, предоставляемой Институтом.
Предлагаемые изменения направлены, в том числе, на создание условий для проведения предварительного информационного поиска и оценки патентоспособности заявленного технического решения аккредитованными в Роспатенте российскими научными и образовательными организациями, обладающими компетенциями в конкретных областях знаний.
Аккредитация российских научных и образовательных организаций будет осуществляться на безвозмездной основе.
Услуга по проведению предварительного информационного поиска будет предоставляться заявителям на добровольной основе.
Стоимость предварительного информационного поиска и оценки патентоспособности будет определяться научными и образовательными учреждениями, исходя из сложности, объема и срока каждого информационного поиска в договорах, заключаемых между заявителем и организациями.
При этом процедура проведения информационного поиска, в настоящее время предусмотренная Кодексом, сохраняется и будет осуществляться Роспатентом с учетом результатов проведенных предварительных процедур.
В соответствии с законопроектом порядок проведения предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, представления отчетов об информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности заявителю будет устанавливаться Минэкономразвития России.
Предполагается, что сроки рассмотрения и размер пошлин, взимаемых за экспертизу по существу по заявкам на изобретение, полезные модели, по которым был проведен предварительный информационный поиск и оценка патентоспособности, будут снижены.
Данные изменения позволят расширить круг специалистов, владеющих практическими навыками проведения информационного поиска и оценки патентоспособности, анализа патентной и иной документации в специализированных областях науки и техники, предоставят эксперту Роспатента возможность уменьшить объем подготовительной работы и лучше понять сущность заявленного изобретения, а также повысить качества патента за счет привлечения отраслевых специалистов для определения уровня техники и оценки патентоспособности технического решения до начала проведения экспертизы заявки по существу.
Кроме того, Кодекс дополняется положениями, направленными на ограничение права заявителя на подачу заявок на изобретение, в отношении которых он освобождается от уплаты пошлины при представлении обязательства об уступке патента.
Данное ограничение права связано с участившимися со стороны заявителей случаями злоупотреблениями правом патентования без уплаты пошлин и позволит учесть интересы государства, несущего расходы по рассмотрению заявок.
В соответствии с информацией Роспатента за период с 2003 года по 2018 год подано около 70 тыс. заявок на изобретения, к которым приложено заявление с обязательством уступить патент.
При этом договоры о предоставлении права использования изобретения, заключены не более чем 0,2% от числа выданных патентов.
По предварительным данным размер недополученной суммы пошлин оценивается примерно в 670 млн. рублей.
Количество заявок, поданных в течение года одним заявителем, в отношении которых заявитель будет освобождаться от уплаты пошлин в порядке, предусмотренном статьей 1366 Кодекса, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении трехсот шестидесяти пяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, предусматривающих возможность ограничения права заявителя на подачу заявок без уплаты пошлин, которые вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования.
Данные положения связаны с необходимостью внесения изменений и принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений законопроекта, в том числе в части аккредитации российских научных и образовательных организаций и предоставления льгот заявителем, по заявкам которых был проведен предварительный информационный поиск и оценка патентоспособности.
Настоящий законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
I. Федеральный закон "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218.
Срок подготовки: 6 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора".
Срок подготовки: 6 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент.
3. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 315.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Роспатент.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
4. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 702.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Роспатент.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
5. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их форм, Требования к документам заявки на выдачу патента на полезную модель, Состав сведений о выдаче патента на полезную модель, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Состава сведений, указываемых в форме патента на полезную модель, формы патента на полезную модель, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 701.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент.
6. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, Состав сведений о заявке на выдачу патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Порядок проведения информационного поиска при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем, Порядок и сроки информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение и публикации отчета о таком поиске, Порядок и условия проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение по ходатайству заявителя или третьих лиц и предоставления сведений о его результатах, Состав сведений о выдаче патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Состав сведений, указываемых в патенте на изобретение, формы патента на изобретение, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 316.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент.
7. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по ознакомлению с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 августа 2015 г. N 615.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Роспатент.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
II. Федеральный закон "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее ограничение количества заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поданных в течение года одним заявителем, в отношении которых такой заявитель освобождается от уплаты патентных пошлин, а также случаи, в которых патентные пошлины в отношении заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение и в отношении патента, выданного по этой заявке, с заявителя не взимаются.
Формат: постановление Правительства Российской Федерации.
Срок подготовки: 3 месяца с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент, Минобрнауки России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее порядок аккредитации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности российских научных или образовательных организаций, осуществляющих предварительный информационный поиск и предварительную оценку патентоспособности изобретений и полезных моделей, и требования к ним, а также основания и порядок прекращения такой аккредитации.
Формат: постановление Правительства Российской Федерации.
Срок подготовки: 9 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Минобрнауки России, Роспатент.
3. Приказ Минэкономразвития России, утверждающий порядок проведения предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности заявленного технического решения, предоставления отчета о предварительном информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности заявителю.
Формат: приказ Минэкономразвития России.
Срок подготовки: 12 месяцев с момента принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнитель: Роспатент, Минобрнауки России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.