Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 875702-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог" разработан в целях формирования в обществе культуры оплаты проезда по платным автомобильным дорогам, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими пользователями.
Разработанный проект федерального закона направлен на закрепление административной ответственности за нарушение правил внесения платы за проезд по платной автомобильной дороге, что, исходя из целей законодательства об административных правонарушениях, позволит обеспечить эффективное функционирование транспортной инфраструктуры и будет отвечать общественным интересам и интересам добросовестных пользователей платных автомобильных дорог.
На сегодняшний день организация проезда через платные автомобильные дороги предусматривает обязательную остановку транспортного средства на пункте взимания платы, из-за чего возникают заторы и снижается эффективность автомобильной дороги.
При этом строительство и содержание таких пунктов весьма затратно, требует дополнительного землеотвода и компенсируется оператором дороги за счет повышенного тарифа.
Использование системы "free-flow" (свободный поток) исключает создание классических пунктов взимания платы, в результате дорога становится безбарьерной, а удобство ее использования возрастает.
Создание первой в России системы "свободный поток" планируется в рамках реализации проекта по созданию и эксплуатации единой системы взимания платы на Центральной кольцевой автомобильной дороге Московской области.
Несмотря на очевидные преимущества данной системы, действующее законодательство не позволяет начать ее внедрение.
Поскольку система "свободный поток" по своей сути постоплатна, необходим эффективный и простой механизм, предотвращающий бесплатный проезд.
Применение мер административной ответственности является стандартной мировой практикой. Например, в Италии административный штраф за неоплату проезда по платной автомобильной дороге равен 300 евро, в Австрии - 120 евро, в Швейцарии - 200 швейцарских франков, в США (в штате Калифорния) установлен штраф в размере 57 долларов США.
Проектом федерального закона предлагается ввести новый состав административного правонарушения в главу 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, регулирующую административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Проектируемая статья 12.21.4 предусматривает ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения, платным участкам такой автомобильной дороги.
Эти гарантии направлены на достижение таких публичных целей, как привлечение частных инвестиций в экономику и обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота. Отсутствие механизма понуждения к внесению платы за проезд по платным дорогам влечет на практике нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, а также обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (преамбула; статья 15, часть 2; статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
К аналогичному выводу Конституционный Суд Российской Федерации пришел в постановлении от 17 июля 1998 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", давая оценку правовой природе платежа, взимаемого с транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. Последствиями невнесения платы являются отсутствие у собственника (владельца) большегрузного транспортного средства права на осуществление движения по соответствующим автомобильным дорогам (при авансовом характере платежа) или обязанность оплатить такое движение после его завершения (если допускается последующая оплата).
Проект федерального закона не нарушает и никаким иным образом не ущемляет права иных участников сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам, в частности концессионеров и иных инвесторов, осуществляющих сбор платы. Заключенные инвестиционные и концессионные соглашения на строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог предусматривают эффективные механизмы защиты частных инвестиций, прав и интересов инвесторов и концессионеров, включая такие инструменты, как минимальный гарантированный доход и режим особых обстоятельств.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 531-0 и от 27 марта 2018 г. N 633-0 отмечено, что одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения (тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств) по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 КоАП Российской Федерации. Эта статья, применяемая в нормативном единстве с иными статьями КоАП и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик.
Размер штрафа определен исходя из общественной опасности проступка, влияющего в том числе на безопасность дорожного движения, и не превышает максимальных размеров штрафов, предусмотренных указанной главой.
Администрирование и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платным автомобильным дорогам предлагается возложить на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог" не потребует дополнительных расходов на обеспечение работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Финансовое обеспечение мероприятий, планируемых Ространснадзором в рамках реализации положений законопроекта, будет осуществляться без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета путем перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых Минтрансу России при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог" подготовлен в развитие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализация которого предусматривает также внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог" потребует внесения соответствующих изменений в административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.