Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 875219-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для отказа в выдаче лицензии на виды деятельности, связанные с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензия), в том числе является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа (далее - задолженность по уплате налогов и сборов).
Кроме того, Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено новое основание для отказа в выдаче лицензии - наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по не уплаченному своевременно административному штрафу за правонарушение, совершенное в области оборота алкогольной продукции (далее - задолженность по штрафам). При этом Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено уточнение по данной формулировке (в части использования данных Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах), которая вступает в силу с 1 января 2019 года.
Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление налогов со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Однако на практике зачисление денежных средств на счет налогового органа происходит в течение нескольких дней с момента исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Это может быть причиной недостоверной информации, содержащейся в справке налогового органа.
Вместе с тем, в случае отказа в выдаче лицензии, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, государственная пошлина за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, размер которой составляет 65 тыс. рублей за один год, соискателю лицензии не возвращается. Таким образом, организации - соискатели соответствующих лицензий несут необоснованные финансовые издержки, так как вынуждены повторно уплачивать государственную пошлину.
С целью предотвращения отказа в выдаче лицензии в случае выявления указанных выше нарушений, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) предусмотрено, что лицензирующий орган направляет соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания уведомление о наличии данных нарушений и предоставляет время (30 дней) для их устранения.
Соискателю лицензии будет отказано в выдаче лицензии только в том случае, если на дату истечения срока, предоставленного лицензирующим органом для устранения выявленных недостатков, у соискателя лицензии будет числиться задолженность по уплате налогов и сборов, задолженность по штрафам и установлено наличие недостоверных данных в представленных документах.
Принятие законопроекта позволит предотвратить случаи отказа в выдаче лицензии в связи с неполнотой или недостоверностью информации о наличии задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком и содержащейся в государственных информационных системах, что снизит нагрузку на судебные органы по рассмотрению дел об обжаловании соответствующих решений лицензирующих органов об отказе в выдаче лицензии, уменьшит финансовые риски и издержки хозяйствующих субъектов - соискателей лицензий.
Законопроект направлялся в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для предварительного рассмотрения. Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам экономической и промышленной политики рекомендовано доработать законопроект с учетом указанных предложений и замечаний к проекту и затем внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В настоящее время проект федерального закона доработан с учетом замечаний, изложенных в заключении Комиссии Совета законодателей, а также в заключении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2019 года N 11028п-П11.
Законопроект не затрагивает систему положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе порядок погашения задолженности.
Законопроект разработан с целью поддержки предпринимательства и уменьшения финансовых рисков и издержек хозяйствующих субъектов, что согласуется с положениями Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 марта 2018 года: "Нам нужно не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не затрагивает систему положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе порядок погашения задолженности, при этом текущие налоговые платежи уплачиваются в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.