Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 895538-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий по реализации в 2018 году I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 420-р (далее - Стратегия), и направлен на улучшение положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Реализация одного из важнейших направлений Стратегии предполагает совершенствование и либерализацию законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений.
Кроме того, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Так, одним из мероприятий указанной Концепции является разработка механизма правовой защиты осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, численность женщин, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, составляла: на 1 января 2015 г. - 54 702, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 2 157 женщин; на 1 января 2016 г. - 52 703, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 1 631 женщина; на 1 января 2017 г. - 49 242, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 1 269 женщин; на 1 января 2018 г. - 47 732, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 1711 женщин; на 1 января 2019 г. - 45 143, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 1 685 женщин; на 1 марта 2019 г. - 44 336, из них осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести - 1 644 женщины.
При этом численность осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка при исправительном учреждении, на 1 января 2015 г. составляла 3 человека; на 1 января 2016 г. - 7 человек; на 1 января 2017 г. - 3 человека; на 1 января 2018 г. - 3 человека; на 1 января 2019 г. - 6 человек; на 1 марта 2019 г. - 8 человек.
Численность беременных женщин, осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести, на 1 января 2015 г. составляла 22 человека; на 1 января 2016 г. - 15 человек; на 1 января 2017 г. - 14 человек; на 1 января 2018 г. - 17 человек; на 1 января 2019 г. - 17 человек; на 1 марта 2019 г. - 19 человек.
Таким образом, количество осужденных за преступления небольшой тяжести беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка при исправительном учреждении, незначительно.
При этом приведенные статистические данные свидетельствуют об увеличении количества рассматриваемых категорий осужденных женщин.
Вместе с тем пребывание детей в доме ребенка при исправительном учреждении может негативно сказаться на их психоэмоциональном состоянии и физическом развитии.
В настоящее время при соблюдении определенных уголовным законом условий существует возможность условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания совершеннолетним осужденным женщинам, а также замены неотбытой части наказания более мягким его видом.
При этом условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденной не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести (часть третья статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК). Аналогичный срок установлен и для возможной замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания лицу, осужденному к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести (часть вторая статьи 80 УК).
Такие же основания для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания предусмотрены для женщин, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденных к лишению свободы.
Согласно положениям статьи 93 УК условно-досрочное освобождение может быть применено после фактического отбытия осужденным лицом, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой тяжести.
Таким образом, уголовным законом предусмотрены единые сроки, при отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение от отбывания наказания для взрослых и несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, численность несовершеннолетних женщин, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на 1 января 2015 г. составляла 75 человек; на 1 января 2016 г. - 107 человек; на 1 января 2017 г. - 115 человек; на 1 января 2018 г. - 109 человек; на 1 января 2019 г. - 87 человек; на 1 марта 2019 г. - 95 человек.
Несмотря на отсутствие в рассматриваемый период в учреждениях уголовно-исполнительной системы несовершеннолетних беременных женщин и несовершеннолетних женщин с детьми, сокращенные сроки, при отбытии которых возможно применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, должны быть предусмотрены и для этих категорий осужденных женщин.
В связи с этим в целях реализации положений Стратегии законопроектом предлагается внести изменения в статьи 79, 80 и 93 УК, предусмотрев для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся в доме ребенка при исправительном учреждении, возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замену неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести.
Предлагаемый законопроектом подход будет способствовать соблюдению конституционного принципа справедливости и равенства всех перед законом и судом.
Предусмотренные законопроектом меры также создадут более широкие возможности для соблюдения прав материнства и детства, будут способствовать сохранению родственных связей отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных женщин, а также снижению числа женщин, содержащихся в местах лишения свободы, в том числе совместно с детьми.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести", не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести" не потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести" не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.