Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 898597-7 "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - законопроект) направлен на исключение из перечня оснований для снятия военнослужащих с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях случаев предоставления им от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Законопроектом предлагается внести в пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) изменение, закрепляющее, что не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не только граждане, имеющие трех и более детей, но и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категории граждан.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие, что предоставление военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и совместно проживающим с ними членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С 1 января 2005 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации было снято с учета нуждающихся 30 таких военнослужащих, из числа которых 15 обжаловали решения о снятии с учета в судах и были восстановлены на учете нуждающихся, при этом 10 из них уже обеспечены жилыми помещениями (жилищной субсидией).
Снятие с жилищного учета военнослужащих в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса, следовательно, до 1 марта 2005 г. препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 февраля 2010 г. N 205-В10-9, граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанному выше основанию только в случае, если данное основание возникло после 1 марта 2005 г. Иное толкование будет противоречить Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его судебных актах от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П и от 15 мая 2006 г. N 5-П, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Действие положений пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса и статей 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции законопроекта предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 г., то есть с даты вступлении в силу Жилищного кодекса, что позволит восстановить права на жилищное обеспечение военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), снятых ранее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением им земельных участков для строительства жилого дома.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О .статусе военнослужащих" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребует.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" потребует внесения изменений в Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, в части уточнения оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключив из них предоставление от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Срок исполнения - 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта федерального закона.
Головной исполнитель - Минобороны России.
Соисполнители - ГУ СП, МЧС России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардия, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.