Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 916965-7 "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их незаконному потреблению от 22 декабря 2018 г. N Пр-2452.
Законопроект направлен на обеспечение защиты прав граждан путем усиления их правовой защищенности от необоснованного вовлечения в "доследственные" проверки и расследования уголовных дел по преступлениям, возбужденным при отсутствии достаточных сведений о фактах незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (далее - наркотики), а также в целях концентрации усилий правоохранительных органов на противодействие организованной наркопреступности.
Несмотря на активизацию деятельности органов внутренних дел (полиции), в результате чего за последние четыре года количество выявленных рассматриваемых наркопреступлений возросло на 31,9%, расследованных уголовных дел этой категории - на 35,5%, в том числе по преступлениям, совершенным организованными группами и преступными сообществами, в 2,5 раза, наркоситуация в стране остается сложной.
За последние пять лет выявлено и ликвидировано 413 подпольных нарколабораторий, пресечена деятельность ряда разветвленных наркосетей, включая международные.
Тем не менее, наркотики все еще остаются достаточно доступными. Их реализация организуется на транснациональном уровне с применением новейших информационных технологий на иностранных сегментах сети "Интернет".
На этом фоне сложившаяся практика возбуждения уголовных дел по признакам статей 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) о незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств или их прекурсоров в отношении неустановленных сбытчиков наркотиков при отсутствии данных об их виде, массе и наименовании, а также о времени, месте и обстоятельствах передачи наркотика другим лицам, является неэффективной.
Подавляющее большинство таких уголовных дел возбуждается по материалам, выделенным из дел об административных правонарушениях об их незаконном потреблении, а также связанным со смертью граждан от "передозировки" или при ДТП.
В 2019 году из почти 26 тыс. (25 720) уголовных дел, возбужденных в отношении неустановленных сбытчиков, в суд было направлено только 23 уголовных дела, причем по 3 делам обвиняемые были оправданы.
Сам факт возбуждения уголовных дел в таких случаях, как правило, обжаловался, вызывал негативную реакцию вовлекаемых в уголовно-процессуальную деятельность граждан и критику со стороны институтов гражданского общества.
В законопроекте предлагается дополнить статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) частью шестой, согласно которой уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 УК РФ, по факту незаконного сбыта наркотиков не могут быть возбуждены при отсутствии данных о виде, массе и наименовании наркотиков, а также достаточных данных, указывающих на их передачу другим лицам.
Таким образом, основанием для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 УК РФ, по фактам незаконного сбыта наркотиков неустановленными лицами, в том числе по материалам, выделенным из дел об административных правонарушениях, станут данные, подтверждающие факт передачи наркотиков другому лицу, а также заключение эксперта, определяющее их вид, массу и наименование. Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" для определения вида, размеров, названий и свойств наркотических средств, веществ, их прекурсоров, требуются специальные знания, в связи с чем суды для оценки содеянного должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.
Данный подход не противоречит и конкретизирует принципиальное положение части второй статьи 140 УПК РФ о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления как основания для возбуждения уголовного дела.
При этом факт выявления потребления наркотика без назначения врача, в том числе при установлении причины смерти от "передозировки" или при обнаружении признаков наркотического опьянения у погибших при ДТП, остается основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые поднадзорны органам прокуратуры.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Реализация предлагаемых решений позволит усилить требовательность к правоохранительным органам в части проведения целенаправленной эффективной работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, снизить коррупциогенные риски, связанные с возбуждением данной категории уголовных дел, будет позитивно воспринята гражданским обществом, как действие, направленное на укрепление законности в работе правоохранительных органов.
Принятие законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.