Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 922591-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Досье на проект федерального закона
Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" (далее - проект федерального закона), направленный на восполнение существующих пробелов и коллизий в правовом регулировании в области установления ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.
Статьей 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) предусмотрен контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади, вместе с тем не конкретизированы лица, уполномоченные на такой контроль.
Проектом федерального закона разграничиваются полномочия по регулированию вопросов, связанных с контролем за оплатой проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается:
1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделить полномочиями:
по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, проезда детей, следующих с ним, в случаях если он подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 Устава, провоза ручной клади и перевозки багажа, а также подтверждения права бесплатного или льготного проезда при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации;
по заключению соглашений между соответствующими субъектами Российской Федерации и разработке в соответствии с такими соглашениями нормативных правовых актов по установлению вышеуказанного порядка в отношении маршрутов регулярных перевозок, установленных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, а также для маршрутов регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея;
2) при проезде по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах двух и более субъектов Российской Федерации (кроме маршрутов, указанных в пункте 1), подтверждение пассажиром оплаты проезда, проезда детей, следующих с ним, в случаях если он подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 Устава, провоза ручной клади и перевозки багажа, а также подтверждение права бесплатного или льготного проезда будет осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данная дифференциация предлагается по следующим основаниям.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена такая дифференциация;
пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ указано, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;
пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ указано, что смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок - это межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея.
При этом частью 1 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 220-ФЗ тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данного маршрута, а также основания для отказа в установлении либо изменении данного маршрута, основания для отмены данного маршрута) устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 220-ФЗ на смежных межрегиональных маршрутах могут быть установлены регулируемые тарифы на перевозки, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены начальные остановочные пункты по данным маршрутам регулярных перевозок, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены конечные остановочные пункты данных маршрутов регулярных перевозок.
Таким образом, очевидно, что соглашением между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых проходят такие маршруты, может устанавливаться также и порядок контроля за оплатой проезда.
При установлении вышеназванного порядка на уровне регионального законодательства в силу статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации получают полномочия по установлению административного штрафа за нарушения установленного порядка законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу специфики контроля за наличием билетов, багажных квитанций, квитанций на провоз ручной клади при проезде по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении, который осуществляется на входе в транспортное средство, лицо, не имеющее билета, в транспортное средство не допускается. Поэтому административная ответственность в этом случае не устанавливается.
Проектом федерального закона определены лица, уполномоченные на контроль:
представители перевозчика - работники перевозчика, уполномоченные им на контроль за оплатой проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений.
Кроме того, вводится новая норма, в соответствии с которой в случае если пассажир предоставит лицу, уполномоченному на осуществление контроля, подтверждение приобретения утерянного или испорченного билета, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, перевозчик должен выдать пассажиру дубликат указанного документа взамен утерянного или испорченного.
Проектом федерального закона в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 сентября 2017 г. (абзац 6 подпункта "к" пункта 1) предлагается наделить представителей перевозчика и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за оплатой проезда, правом требовать в установленных случаях от пассажиров и безбилетных лиц документы, удостоверяющие их личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектом федерального закона установлен запрет принудительной высадки безбилетного лица, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Вступление в силу и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета, так как уже в настоящее время в 63 субъектах Российской Федерации административная ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте установлена в соответствии с принятым региональным законодательством об административных правонарушениях, а в 22 субъектах Российской Федерации - не установлена либо устанавливающие ее законы признаны утратившими силу, в том числе в соответствии с решениями, принятыми органами прокуратуры в субъектах Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" не повлекут необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" потребует разработки постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Срок подготовки: 3 месяца со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении. Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.