Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 922571-7 "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона), направленный на восполнение существующих пробелов и коллизий в правовом регулировании в области установления административной ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, а также провоз ручной клади или перевозку багажа, подлежащих оплате, на которые при этом не оформлена багажная квитанция или квитанция на провоз ручной клади.
Требования при перевозках на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте установлены на уровне федерального законодательства, в том числе статьей 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) и утверждаемыми в соответствии с ним Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112).
Статьями 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты только в автобусе междугородного сообщения.
В 63 субъектах Российской Федерации административная ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте установлена в соответствии с региональным законодательством об административных правонарушениях.
Вместе с тем в 22 субъектах Российской Федерации административная ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте не установлена.
При этом в 8 субъектах Российской Федерации региональные законы в части административной ответственности за безбилетный проезд были признаны утратившими силу, в том числе:
- в связи со сложностью процесса администрирования;
- в Магаданской, Новгородской, Пензенской, Томской областях и в Хабаровском крае - в соответствии с решениями, принятыми органами региональной прокуратуры.
Ответственность за безбилетный проезд в Красноярском крае не была установлена в соответствии с отрицательным заключением прокуратуры, в Ульяновской области - в связи с отсутствием необходимых полномочий.
Указанные решения были основаны на выводе о том, что в настоящее время статья 1.3.1 КоАП "Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях" не предусматривает положений, в том числе компетенции субъектов Российской Федерации, по установлению региональным законодательством административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
С целью обеспечения однозначного подхода к регулированию отношений, связанных с контролем за оплатой проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в целях регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте".
Проектом федерального закона разграничиваются полномочия в регулировании вопросов, связанных с контролем за оплатой проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделить полномочиями:
на определение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, проезда детей, следующих с ним, в случаях если он подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 Устава, провоза ручной клади и перевозки багажа, а также подтверждения права бесплатного или льготного проезда при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации;
на заключение соглашений между соответствующими субъектами Российской Федерации и разработку в соответствии с такими соглашениями нормативных правовых актов по установлению вышеуказанного порядка в отношении маршрутов регулярных перевозок, установленных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, а также для маршрутов регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея.
При установлении вышеназванного порядка на уровне регионального законодательства в силу статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации получают полномочия на установление административного штрафа.
При этом проектом федерального закона признаются утратившими силу часть 3 статьи 11.18 КоАП и часть 2 статьи 11.19 КоАП.
Одновременно уточняется определение административного правонарушения в части перевозки без билета детей. В настоящее время в соответствии с частью 4 статьи 11.18 КоАП к административному правонарушению отнесен провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате. Вместе с тем согласно Уставу проезд ребенка старше 7 лет по маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении (в автобусах, не оборудованных ремнями безопасности) и старше 12 лет - в междугородном сообщении подлежит оплате по полному тарифу.
Проектом федерального закона не устанавливается отложенный срок его вступления в силу, так как в настоящее время в КоАП не определены лица, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с безбилетным проездом и провозом багажа без оплаты в автобусах междугородного сообщения, предусмотренных частью 3 статьи 11.18 КоАП и частью 2 статьи 11.19 КоАП.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлекут необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" повлечет необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.