Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 927644-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, осуществляется исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в целях исключения из данных актов указаний на МРОТ.
Согласно статье 33 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" кредитные, страховые кооперативы, а также кооперативы, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тыс. МРОТ, подлежат ревизии каждый год. Статьей 1 законопроекта предусматривается замена ссылки на МРОТ в указанной норме суммой 10 млн. рублей, руководствуясь статьей 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Статьей 2 законопроекта предлагается минимальный размер страховой суммы за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна при обязательном страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (статья 131 ВК РФ), и минимальный размер страховой суммы за каждый килограмм груза при обязательном страховании ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (статья 134 ВК РФ), равные 2 МРОТ, заменить суммами 4 тыс. рублей.
При решении вопроса о внесении изменений в статьи 131 и 134 ВК РФ учтены минимальные размеры страховых сумм, применяемых при обязательном страховании ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, которые с 1 января 2013 г. были увеличены в 20 раз.
Ранее статьей 133 ВК РФ при обязательном страховании ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров была установлена страховая сумма не менее 1 тыс. МРОТ (т.е. 100 тыс. рублей) на одного пассажира. В настоящее время статья 133 ВК РФ содержит отсылочную норму к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", согласно статье 8 которого страховая сумма за причинение вреда здоровью пассажира должна составлять не менее чем 2 млн. рублей на одного пассажира.
С учетом роста ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров законопроектом предлагается пропорциональное увеличение минимальных размеров страховых сумм, указанных в статьях 131 и 134 ВК РФ, в 20 раз.
Унификация подхода к минимальным размерам страховых сумм при страховании ответственности за причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц (статья 131 ВК РФ) и причинение вреда жизни и здоровью пассажиров (статья 133 ВК РФ) также важна в связи с тем, что в случае столкновения двух воздушных судов к страховщику переходит в пределах выплаченной суммы право требования страхователя (выгодоприобретателя) к владельцу воздушного судна, ответственному за убытки.
Повышение минимальных страховых сумм, предусмотренных статьями 131 и 133 ВК РФ, приведет к адекватному и оперативному возмещению вреда потерпевшим третьим лицам, снижению нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации и на расходы владельцев воздушных судов в целях компенсации вреда потерпевшим третьим лицам.
Статьей 3 законопроекта предлагается взамен используемого в настоящее время принципа исчисления сборов и штрафов, основанного на МРОТ, исчислять штрафы и сборы, предусмотренные статьями 11, 47, 94, 100, 101 и 103 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" исходя из базового размера исчисления сборов и штрафов, равного 100 рублям.
В Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" указания на МРОТ используются в статье 12 в целях определения минимального размера уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (5 тыс. МРОТ для государственного унитарного предприятия и 1 тыс. МРОТ для муниципального унитарного предприятия), а также в пункте 1 статьи 23 в целях определения крупной сделки как сделки в отношении имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более 50 тыс. МРОТ.
Статьей 4 законопроекта предлагается установить минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в абсолютных величинах, а именно: для государственного унитарного предприятия - в размере 500 тыс. рублей, для муниципального унитарного предприятия - в размере 100 тыс. рублей. Также законопроектом предлагается установить единственный критерий определения крупной сделки - через долю более 10 процентов от уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо балансовой стоимости активов унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (далее - казенное предприятие).
Предлагаемый подход выработан в том числе с учетом анализа Минэкономразвития России позиций высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в ответ на запрос о представлении предложений о разработке механизма либо оценочных критериев определения размера уставного фонда и крупной сделки унитарного предприятия, основанных на статистических (фактических) данных.
Следует также отметить, что законодательством Российской Федерации как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций установлены критерии крупной сделки, связанные с ценой или балансовой стоимостью приобретаемого или отчуждаемого имущества, превышающей определенный процент от балансовой стоимости активов организации по данным ее бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. Так, например, для обществ с ограниченной ответственностью (статья 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") критерием крупной сделки в отношении имущества выступает стоимость или цена имущества, составляющая 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества; для акционерных обществ (статья 78 Федерального закона "Об акционерных обществах") крупной признается сделка в отношении имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества; для некоммерческих организаций (статья 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях") крупной считается сделка в отношении имущества, стоимость или цена которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения; для автономных учреждений (статья 14 Федерального закона "Об автономных учреждениях") - в отношении имущества, стоимость или цена которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения.
Указанный критерий также используется при определении крупной сделки Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (статья 101).
Критерий определения крупной сделки, основанный на размере балансовой стоимости активов казенного предприятия, представляется более объективным, чем критерий, основанный на абсолютной, стоимостной величине такой сделки, по причине разнородности финансово-экономических показателей указанных предприятий.
Учитывая различие в объемах производства предприятий и стоимости совершенных ими сделок, установление критерия определения крупной сделки, основанного на доле от уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, позволит повысить оперативность принятия решений в финансово-хозяйственной деятельности и уровень конкурентоспособности предприятий.
При этом в случае наличия необходимости согласования собственником сделок в отношении имущества стоимостью менее 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, или балансовой стоимости активов казенного предприятия, собственник в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вправе внести в устав унитарного предприятия изменения, предусматривающие согласование собственником таких сделок.
С учетом предлагаемой законопроектом новой редакции пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о критерии крупной сделки законопроектом также предлагается изложить в новой редакции пункт 2 статьи 23 указанного Федерального закона, закрепив положения о сопоставлении балансовой стоимости имущества, цены его отчуждения, цены приобретения с уставным фондом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (балансовой стоимостью активов казенного предприятия), в случаях отчуждения, возникновения возможности отчуждения имущества, приобретения унитарным предприятием имущества, по аналогии с положениями пункта 1.1 статьи 78 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Кроме того, статьей 4 законопроекта вносятся изменения в статьи 14, 20 и 26 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в целях приведения содержащегося в данных статьях понятия "бухгалтерская отчетность" в соответствие с терминологией Федерального закона "О бухгалтерском учете", в котором используется понятие "бухгалтерская (финансовая) отчетность".
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.