Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения подпункта "о" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., а также в целях выполнения пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2199 по итогам заседания наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", встречи с лидерами технологических проектов и компаний НТИ и посещения выставки "Конструкторское бюро АСИ" 18 сентября 2019 г.
Целью законопроекта является формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов и снижения рисков необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, а также установление допустимого уровня финансовых рисков участников венчурного рынка, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, стартапов и институтов развития, осуществляющих венчурное финансирование с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Законопроект направлен на увеличение объема венчурных инвестиций в инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла, а также ускорение развития высокорискованных технологических проектов, их перехода на более зрелые стадии.
С учетом высокого риска инновационной деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив инновационных проектов и связанной с их реализацией высокой вероятностью недостижения запланированного результата при соблюдении всех необходимых и зависящих от участников проекта (включая институты развития) условий и процедур, включая процедуры по отбору проектов, проведения необходимых экспертиз, управления рисками проекта, к инвестору не должна применяться ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. Для увеличения объема венчурных инвестиций в инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла, необходимо обеспечить единую систему принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов.
Предлагаемый законопроект определяет прогнозируемые результаты (эффекты) инновационных и (или) технологических проектов, которыми могут являться достижения финансовых, экономических, социально-экономических, научно-технических и (или) иных общественно полезных результатов. При этом, несмотря на предпринятые надлежащие усилия и соблюденные процедуры в условиях высокорискованной деятельности, проекты могут не достичь запланированных результатов, что может повлечь потерю финансовых и иных ресурсов.
Законопроектом предусматривается, что источником формирования средств для венчурного и (или) прямого финансирования могут являться средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом цели и направленности законопроекта обеспечивается синхронизация положений применимого законодательства, в том числе Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и издаваемого в соответствии с ним акта Правительства Российской Федерации.
Так, к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести утверждение особенностей осуществления венчурного и (или) прямого финансирования организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности, критериев принятия ими решений о финансировании инновационных и (или) технологических проектов, требований к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга реализации проектов, к системе управления рисками, а также правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев.
Формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов как будет способствовать более результативному осуществлению деятельности институтов развития, так и позволит контрольным и надзорным органам более комплексно подходить к оценке допустимости финансового риска при реализации инновационных проектов.
Предлагаемые законопроектом изменения также отвечают положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. Указанная декларация считает одним из приоритетов предварительный контроль в организации, которая представляет собой проверку принимаемых решений на соответствие определенным установленным процедурам; в случае выявления признаков нарушения указанных процедур может быть дополнительно поставлен вопрос о фактическом контроле целевого и эффективного расходования средств.
Законопроект разработан по результатам заседаний межведомственной рабочей группы под председательством Генерального директора Агентства Чупшевой С.В. и при участии представителей Минэкономразвития России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, государственных корпораций и компаний с государственным участием.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (г. Астана) и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" потребует изменения следующих нормативных актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 392 "Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев" в части закрепления особенностей осуществления венчурного и (или) прямого финансирования организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности, критериев принятия ими решений о финансировании инновационных и (или) технологических проектов, требований к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга реализации проектов, к системе управления рисками, а также правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии.
Ответственный исполнитель: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 541 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.