Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 942980-7 "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым Правительству Российской Федерации поставлена задача обеспечить к 2024 году устойчивый рост реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) во втором квартале 2019 года составила 18,6 млн. человек или 12,7% от всего населения, в то время как во втором квартале 2018 года за чертой бедности проживало 12,5% населения, что говорит о том, что количество бедных в нашей стране растет, а не снижается.
В настоящее время прожиточный минимум крайне низок и не обеспечивает достоянного уровня жизни граждан. Законопроектом предлагается введение эффективной меры поддержки малоимущих граждан со стороны государства путем освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) граждан, заработная плата которых не превышает двукратную сумму минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
С 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) установлен в сумме 12 130 рублей в месяц, то есть согласно законопроекту граждане, которые получают заработную плату менее 24 260 рублей, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ в размере 13%, что будет стимулировать потребление в стране, позволит сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев общества, а также значительно уменьшит расходы на администрирование налогов для такой группы лиц.
Фактически подобный подход частично предусматривает введение "прогрессивной" шкалы налогообложения по НДФЛ в зависимости от доходов налогоплательщиков.
В отношении "плоской" шкалы налогообложения, применяемой в настоящее время в России, ведется оживленная дискуссия о том, является ли она социально справедливой, рациональной и эффективной.
В период с 1992 года по 2000 год в нашей стране действовала прогрессивная шкала налогообложения на доходы физических лиц, ставки варьировались от 12 до 34%. В 2001 году, когда вводилась "плоская" шкала налогообложения, планировалось, что она приведет к значительному росту уровня собираемости налогов.
Однако, очевидно, что в настоящее время увеличение собираемости налога происходит в основном за счет менее обеспеченных граждан, что влечет за собой неуклонный рост разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения, а также ведет к росту социальной напряженности.
Отмена НДФЛ для лиц, заработная плата которых не достигает двух МРОТ, позволит дать более существенный толчок экономическому росту за счёт увеличения покупательской способности населения, а также окажет реальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелом материальном положения в результате последствий распространения коронавирусной инфекции.
Конечно, эксперты и главы отдельных регионов говорят о возможных проблемах в региональных бюджетах из-за выпадающих доходов от НДФЛ. Но решить важные стратегические задачи, которые поставил Президент, а также поддержать граждан в условиях ухудшения ситуации с распространением коронавирусной инфекции без затрат федерального бюджета сейчас уже не получится.
Точную сумму денежных средств, которая потребуется для компенсации выпадающих доходов, в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве граждан, чья заработная плата финансируется из федерального бюджета и бюджетов регионального и местного уровней, чей размер не превышает двух МРОТ. Более того, не всем регионам потребуется компенсация выпадающих доходов от НДФЛ из федерального бюджета.
Говоря о зарубежной практике, необходимо отметить, что во многих странах НДФЛ имеет нулевую ставку, если доход гражданина составляет менее определенной суммы. Например, в Германии НДФЛ не взимается с граждан, чей годовой доход составляет менее 8820 евро на человека (то есть 17 640 евро для супружеской пары). В пересчете на рубли это составляет 51 450 рублей в месяц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" потребует дополнительные средства, покрываемые за счет профицита федерального бюджета, которые должны быть учтены при уточнении параметров федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Точную сумму денежных средств, которая потребуется для компенсации выпадающих доходов, в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве граждан, чья заработная плата финансируется из федерального бюджета и бюджетов регионального и местного уровней, чей размер не превышает двух МРОТ. Более того, не всем регионам потребуется компенсация выпадающих доходов от НДФЛ из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.