Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту рассмотрел представленный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается:
- распределять между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат (в настоящее время - не менее 25 процентов депутатских мандатов);
- проводить выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по единому избирательному округу (в настоящее время используемая на выборах избирательная система устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации).
Действующее законодательство гарантирует реализацию избирательных прав граждан на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения с возможным применением мажоритарной, пропорциональной, либо мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательных систем и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 717-О-О).
В то же время, предлагаемая новация, закрепляя конкретный (единственный) вид избирательной системы для городов федерального значения, лишает их усмотрения (различных подходов) при выборе вида избирательной системы, которая бы в наибольшей мере учитывала особенности данного субъекта Российской Федерации (численность избирателей, состав и структуру законодательного органа, размер территории и т.д.).
Кроме того, независимые кандидаты лишаются права на самовыдвижение, гарантированное пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Увеличение процента (с 25% до 50%) депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат необоснованно ограничивает возможности законодателя субъекта Российской Федерации в выборе и установлении оптимальной для данного региона избирательной системы.
Действующее нормативно-правовое регулирование, устанавливающее как минимум 25-процентную пропорциональную составляющую при распределении депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представляется наиболее сбалансированным, учитывающим права и интересы всех субъектов избирательного процесса.
В то же время, авторы законопроекта не приводят никаких обоснований (статистических данных, анализа результатов выборов и пр.) необходимости повышения количества депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона также нуждается в юридико-технической доработке. Так, законопроект не учитывает, что пункт 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержит нормы, аналогичные предлагаемым к корректировке положениям пункта 16 статьи 35 Федерального закона. Также, законопроектом предлагается новая редакция фактически утратившего силу пункта 17 статьи 35 Федерального закона.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данного законопроекта не поддерживает.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что законопроект не согласуется с принципом федерализма и создает несогласованность федеральных законов.
В Комитет поступили отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законопроект: 43 - отрицательные, 7 - положительные.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе рассматриваемый проект федерального закона отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.