Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938240-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ) введен инструмент специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК). Практическая реализация данного механизма начата в 2015 году.
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ в Закон N 488-ФЗ внесены изменения, направленные на совершенствование механизма СПИК, концептуальной основой которых является ориентация на привлечение долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты по внедрению и (или) разработке современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий.
До принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ заключение СПИК осуществлялось в соответствии со статьей 16 Закона N 488-ФЗ и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (далее - постановление N 708).
В соответствии с постановлением N 708 решение о возможности заключения СПИК (с указанием всех существенных условий СПИК) принимается Межведомственной комиссией.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение решений, принятых по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации (протокол от 21 ноября 2019 г. N ДМ-П9-80пр), в целях обеспечения завершения процедуры подписания СПИК по правилам, действовавшим на момент принятия решения о возможности заключения СПИК (одобрение Межведомственной комиссии по СПИК), в отношении заявок, получивших такое решение на дату вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ.
Для обеспечения в отношении инвесторов стабильности и неизменности законодательства о промышленной политике в части обеспечения гарантий неухудшения порядка заключения СПИК, в целях защиты законных ожиданий инвесторов при прохождении этапов заключения СПИК полагаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ путем введения переходных положений для СПИК, получивших одобрение Межведомственной комиссии и находящихся в финальной стадии, предваряющей заключение СПИК.
Введение указанных переходных положений позволит завершить подписание СПИК в отношении трех инвестиционных проектов, получивших 31 июля 2019 г. одобрение Межведомственной комиссии по СПИК (2 - в сфере фармацевтической промышленности, 1 - в сфере автомобильной промышленности).
Ввиду того, что фактически финальной процедурой, предваряющей заключение СПИК, является решение Межведомственной комиссии, состоявшейся еще 31 июля 2019 г., и в отношении одобренных СПИК остается только технический момент непосредственного подписания контрактов, во избежание возникновения негативных последствий для инвесторов, затягивания сроков рассмотрения вопросов заключения с ними СПИК предлагается установить срок вступления в силу проекта федерального закона со дня его официального опубликования.
Важно отметить, что в случае реализации одобренных инвестиционных проектов в рамках СПИК, относящихся к фармацевтической отрасли, предполагается создание, модернизация и освоение производства лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций, не имеющих аналогов, производимых на территории Российской Федерации с обязательствами инвесторов по осуществлению стадий синтеза фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации по итогам реализации проектов. При этом значительная часть лекарственных препаратов входит в перечень жизненно необходимых и "важнейших лекарственных препаратов (перечень ЖНВЛП).
Указанное означает, что будет осуществляться освоение производства промышленной продукции, ранее не производимой на территории Российской Федерации, а значит, уникальной для государства, и в то же время с учетом политики импортозамещения стратегически значимой, так как позволит не зависеть от зарубежных производителей и поставщиков как лекарственных препаратов, так и фармацевтических субстанций.
В случае реализации одобренного инвестиционного проекта в сфере автомобильной промышленности в рамках СПИК на территории Российской Федерации будет:
освоено производство двигателей внутреннего сгорания;
освоено производство современных автоматических коробок перемены передач с созданием центра компетенций по производству компонентов коробок перемены передач (валов, шестерен и зубчатых колес), в том числе для других OEM;
создан полноценный R&D центр;
освоено производство иных ключевых компонентов автомобиля.
Кроме того, в рамках указанного инвестиционного проекта инвестор принял на себя самые большие в отрасли обязательства по технологическому развитию производства продукции, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 оцениваются более чем в 7 тыс. баллов.
Обозначенные инвестиционные проекты обладают экспортным потенциалом, отвечают параметрам отраслевой промышленной политики, а также способствуют достижению целей и задач, определенных соответствующими стратегическими документами.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - проект федерального закона) не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Внесение изменений в Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ (далее - Закон 290-ФЗ) путем введения специальных переходных положений позволит завершить процедуру заключения специальных инвестиционных контрактов с участием Российской Федерации (далее - СПИК), по которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке принято решение о возможности их заключения (получено одобрение Межведомственной комиссии) до вступления в силу Закона N 290-ФЗ.
Всего на дату вступления в силу Закона 290-ФЗ процедура заключения СПИК технически не была завершена в отношении трех инвестиционных проектов, получивших одобрение Межведомственной комиссии (2 - в сфере фармацевтической промышленности, 1 - в автомобильной промышленности).
Реализация указанных инвестиционных проектов обеспечит суммарное привлечение в российскую экономику порядка 45,161 млрд. рублей инвестиций, а также достижение следующих показателей:
объема произведенной промышленной продукции 714 404,4 млн. рублей без НДС;
объема реализованной продукции 706 273,4 млн. рублей;
объема планируемых к уплате налогов и сборов за период действия СПИК - 175 405,7 млн. рублей;
количества создаваемых рабочих мест 1 121 штука;
планируемого объема экспорта 4,98 млрд. рублей.
В случае реализации указанных инвестиционных проектов и предоставления соответствующих мер стимулирования объем инвестиций, запланированных в соответствии со СПИК, превысит недополученные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от предоставления заявленных в рамках СПИК мер стимулирования.
Российская Федерация в лице Межведомственной комиссии приняла решение о том, что заключение трех СПИК будет экономически целесообразным (то есть уже оценено потенциальное влияние СПИК на состояние экономики Российской Федерации и тех субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется реализовывать указанные инвестиционные проекты).
В связи с изложенным оценка потенциального влияния СПИК на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не является предметом настоящего финансово-экономического обоснования, поскольку целью проекта федерального закона является создание условий для возможности завершения процедуры заключения СПИК, но не непосредственное заключение СПИК и оказание его участникам мер стимулирования. Изменение доходной (расходной) части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возможно только при осуществлении ряда условий, в частности подписания и фактической реализации конкретных инвестиционных проектов в соответствии с условиями СПИК, а также в случае принятия в установленном порядке решений о представлении мер стимулирования и фактического представления указанных мер в рамках заключенных СПИК на основании нормативных правовых актов, регламентирующих возможность предоставления мер стимулирования, что не является предметом регулирования данного проекта федерального закона.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.