Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 948528-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 17 раздела II плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р, и направлен на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность.
В целях определения правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" введена глава VIII.1, действие которой продлено до 1 января 2025 года.
Вместе с тем до настоящего времени остается более 5 тысяч лиц, находящихся на территории Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом и не имеющих документа, удостоверяющего личность, на которых не распространяется действие норм главы VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
К таким лицам относятся:
лица, освобожденные из мест лишения свободы, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, а также в отношении которых вынесены решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, однако депортировать их за пределы Российской Федерации не представляется возможным ввиду отсутствия у них гражданства иностранного государства;
лица, состоявшие на 5 сентября 1991 г. в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания после 1 ноября 2002 г., не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке и не имеющие другого гражданства, либо у которых изъят паспорт гражданина Российской Федерации, и их дети;
лица, в отношении которых принято решение об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, не имеющие места жительства в Российской Федерации;
лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, либо судом вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, либо МВД России или его территориальным органом вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации, либо принято решение о передаче лица без гражданства иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, однако отсутствует государство, готовое принять такое лицо.
При этом введенная в 2013 году статья 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - иностранный гражданин), не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. В то же время законодательством Российской Федерации не предусмотрен документ, удостоверяющий личность лица без гражданства в Российской Федерации, выдаваемый после установления его личности в соответствии с указанной нормой.
Одновременно в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" указано, что федеральный законодатель правомочен установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.
Это, в свою очередь, предполагает выдачу такому лицу соответствующего документа. Такой документ позволит указанной категории лиц легально находиться на территории Российской Федерации и впоследствии в установленном порядке определиться со своим правовым статусом.
Законопроектом предусмотрено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации (далее - временное удостоверение личности) выдается на основании заключения об установлении личности лица без гражданства, составленного в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и удостоверяет личность его владельца в Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предполагается, что трудовая деятельность вышеуказанной категорией лиц будет осуществляться без оформления разрешительных документов.
Одновременно законопроект включает положения, уточняющие основания для прекращения содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в случае отмены соответствующих решений, прекращении процедуры реадмиссии, а также признания лиц беженцами, либо предоставления им временного убежища на территории Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение личности, по истечении семи рабочих дней с даты получения указанного документа.
Что касается механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, получившими временное удостоверение личности, то законопроектом данный механизм реализуется путем установления необходимости ежегодного продления срока действия данного документа.
Учитывая, что выдача временного удостоверения личности предоставляет лицу без гражданства возможность пребывания в Российской Федерации, законопроектом предусмотрено приостановление ранее принятых в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или/и решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Предполагается, что уровень защиты бланка временного удостоверения личности будет определяться по аналогии со свидетельством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
С учетом необходимости обеспечения подготовки ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации предусмотрена отсрочка вступления в силу положений Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" потребует:
1. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения".
Внесение изменений в названное постановление Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью определения порядка приостановления решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с выдачей временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, МИД России, Минобороны России, Росфинмониторинг, СВР России, Минюст России.
2. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений в названное постановление Правительства Российской Федерации обусловлена положениями законопроекта, предусматривающими постановку на учет по месту пребывания лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - ФСБ России.
3. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".
Внесение изменений в названное постановление Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью определения порядка приостановления решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в связи с выдачей временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН России, ФТС России, Росфинмониторинг.
4. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 813 "Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность".
Внесение изменений в названное постановление Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с положениями законопроекта.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители: МИД России, Минобороны России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФСБ России, Росфинмониторинг.
5. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения".
Внесение изменений в названное постановление Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с положениями законопроекта.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Роспотребнадзор.
Соисполнитель - ФМБА России.
6. Внесения изменений в приказ Роспотребнадзора и ФМБА России от 29 января 2019 г. N 42/13 "Об утверждении Порядка представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления действия, отмены) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и их рассмотрения в Российской Федерации, а также информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении действия и отмене) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и форм соответствующих решений и уведомления".
Необходимость издания приказа обусловлена необходимостью урегулирования порядка приостановления ранее принятого решения о нежелательности пребывания (проживания) лица без гражданства в Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Роспотребнадзор.
Соисполнители: ФМБА России, ФСБ России, МВД России.
7. Издания приказа МВД России "Об утверждении Порядка выдачи, продления срока действия, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, формы заявления о выдаче или продлении срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, формы бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
Необходимость издания приказа обусловлена необходимостью урегулирования процедуры оформления и выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.