Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 950194-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на решение актуальной в течение уже многих лет проблемы, связанной с объективной невозможностью получения лицензий или иных разрешительных документов одномоментно с датами приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными).
При этом в силу отсутствия лицензий или иных разрешительных документов в течение какого-либо (в том числе достаточно длительного) периода времени, теплоснабжающие организации и организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, несут риски привлечения к различным видам ответственности в связи с отсутствием таких документов.
Так, например, имеется риск внесения указанными лицами повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду с даты приобретения прав на объекты централизованных систем водоотведения, объекты теплоснабжения и до получения соответствующих разрешений (документов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. В отсутствие указанных разрешений (процедура их получения занимает в среднем от 5 до 18 месяцев) весь объем сбросов (выбросов) рассматривается как сверхнормативный, плата за который рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, по которым действующим законодательством предусмотрен значительный рост с 2020 года (в 2019 году максимальный повышающий коэффициент был 25, с 1 января 2020 года - 100). Таким образом, организации, осуществляющие водоотведение или теплоснабжение, сразу после приобретения прав на объекты автоматически становятся нарушителями законодательства об охране окружающей среды и обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, превышающую плату организации, ранее эксплуатировавшей соответствующие объекты, в несколько раз. Это значительно подрывает финансовую устойчивость организаций, осуществляющих водоотведение или теплоснабжение, и снижает инвестиционную привлекательность объектов коммунальной инфраструктуры. При этом, во многих случаях, необходимая разрешительная документация имелась у предыдущей эксплуатирующей организации, однако, организации, осуществляющие водоотведение или теплоснабжение, не вправе ее использовать.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что теплоснабжающие организации, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, приобретшие право собственности или право владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными), обязаны в течение 60 календарных дней с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования соответствующими объектами (системами), подать в установленном порядке все необходимые заявления с обосновывающими документами для получения лицензий и иных разрешительных документов, необходимых для осуществления теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе для забора воды из водных объектов (добычи подземных вод), сброса сточных вод в водные объекты.
В течение 60 календарных дней с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными) и до даты фактического получения лицензий или иных разрешительных документов, организации, осуществляющие теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение не могут быть привлечены к ответственности, связанной с отсутствием соответствующих лицензий или иных разрешительных документов, в том числе в виде возмещения вреда окружающей среде, за исключением нарушения требований к безопасности, повлекших причинение вреда здоровью людей.
По истечении 60 календарных дней с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными) или до даты фактического получения лицензий или иных разрешительных документов, но не более, чем в течение 9 календарных месяцев (применительно к комплексным экологическим разрешениям объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - 18 календарных месяцев) с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования указанными системами (объектами), организации, осуществляющие теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение не могут быть привлечены к ответственности, связанной с отсутствием соответствующих лицензий или иных разрешительных документов, в том числе в виде возмещения вреда окружающей среде, за исключением нарушения требований к безопасности, повлекших причинение вреда здоровью людей, при условии, что указанными организациями в установленном порядке поданы все необходимые заявления с обосновывающими документами для получения лицензий и иных разрешительных документов.
Следует отметить, что сроки получения основных разрешительных документов (исходя из нормативно закрепленных процедур) составляют: комплексное экологическое разрешение - до 9 месяцев, разрешение на сбросы (сточных вод в водные объекты) - не менее 257 дней (8,5 месяцев), разрешение на выбросы (в атмосферный воздух) - не менее 189 дней (6,5 месяцев), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - не менее 141 дней (4,7 месяцев), лицензия на право пользования недрами - не менее 163 дней (5,4 месяцев), лицензия по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну - не менее 60 дней (2 месяца), лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - не менее 45 дней (1,5 месяца).
Таким образом, предусмотренный законопроектом срок 9 месяцев в большинстве случаев будет являться достаточным для фактического получения указанных разрешительных документов.
Однако, для комплексного экологического разрешения объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов необходимо установление более длительного срока.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона в срок, не превышающий четырех месяцев (данный предельный срок рассмотрения заявки установлен Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды").
При этом согласно пункту 4 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к заявке на получение комплексного экологического разрешения прилагается в том числе программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.
Для большинства природопользователей разработка и одобрение программы повышения экологической эффективности будет необходима, при этом в соответствии с пунктом 10 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" срок рассмотрения программы не может превышать два месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца.
До подачи природопользователем заявки на получение комплексного экологического разрешения необходимо осуществление расчета значений технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов.
Соответственно, общий срок получения природопользователями комплексного экологического разрешения составляет не менее 7-9 месяцев.
Однако, для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в соответствии с пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также необходимо провести инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок проведения которой утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891. При этом минимальный срок проведения инвентаризации согласно пункту 3 указанного порядка составляет не менее 12 календарных месяцев.
Таким образом срок получения комплексного экологического разрешения в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (с учетом изменений, внесенных в пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды") составляет не менее 18 календарных месяцев.
Срок в 60 календарных дней, в течение которых теплоснабжающие организации, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны подать в установленном порядке все необходимые заявления с обосновывающими документами для получения лицензий и иных разрешительных документов, необходимых для осуществления теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обусловлен тем, что по ряду разрешительных документов необходимо не менее 60 календарных дней для оформления и подачи соответствующего заявления.
Так, например, для подачи заявления о получении разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты сначала необходимо осуществить следующие действия:
- прекращение действия решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного ранее осуществлявшему деятельность по сбросу сточных вод на данном участке субъекту - 30 дней с момента подачи заявления (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 (пункты 34-36));
- предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод - 30 дней с момента подачи заявления и необходимых документов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844);
- конкурсная процедура, закупка на услуги по разработке нормативов допустимых сбросов - регламентируется положением о закупках;
- разработка проекта нормативов допустимых сбросов - 50 дней с момента заключения соглашения с разработчиком (в районе 30 дней на получение сведений, необходимых для разработки проекта от уполномоченных органов - административная процедура) (приказ Минприроды России от 17 декабря 2007 г. N 333);
- утверждение нормативов допустимых сбросов - 63 дня (45 рабочих дней) с момента направления проекта на утверждение (постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469, Приказ Минприроды России от 2 июня 2014 г. N 246);
- утверждение плана снижения сбросов - 42 дня (30 рабочих дней) с момента подачи заявления после утверждения нормативов допустимых сбросов (приказ Минприроды России от 9 января 2013 г. N 2).
Таким образом, например, до подачи заявления о получении разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты необходимо получить ряд иных документов, общий срок получения которых составляет около 225-230 дней.
В целях исключения рисков организаций, осуществляющих водоснабжение, связанных с забором воды из источников, не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в связи с несоответствием их санитарным нормам и правилам, законопроектом предлагается дополнить статью 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" положениями о согласовании территориальным органом Роспотребнадзора забора воды из такого источника на основании представленных документов, подтверждающих соответствие качества воды, подаваемой абонентам, установленным требованиям либо одновременно с согласованием плана по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и на срок выполнения мероприятий плана.
Также законопроектом предусматривается установление приоритета условий концессионного соглашения при разработке и утверждении в отношении концессионера плана по приведению качества питьевой (или горячей) воды в соответствие с установленными требованиями, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы (в части учета мероприятий указанного плана), а также плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающие дополнение статьи 16.3 пунктом 6.2, устанавливающим, что при исчислении платы теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду в отношении конкретного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, вместо коэффициентов, установленных в абзацах шестом - восьмом пункта 5 статьи 16.3 данного федерального закона, для соответствующих видов негативного воздействия применяется коэффициент 1 в течение следующего времени:
- в течение 60 календарных дней с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными) или до даты фактического получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешения на временные сбросы (лимита на сбросы), разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на временные выбросы (лимита на выбросы), утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения или переоформления комплексного экологического разрешения в отношении такого объекта, если указанные документы получены до окончания указанного срока;
- по истечении 60 календарных дней с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными) до окончания 9 календарных месяцев (применительно к комплексным экологическим разрешениям объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - 18 календарных месяцев) с момента приобретения права собственности или права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (в том числе бесхозяйными), или до даты фактического получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешения на временные сбросы (лимита на сбросы), разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на временные выбросы (лимита на выбросы), утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения или переоформления комплексного экологического разрешения в отношении такого объекта, если указанные документы получены до окончания указанного срока (при условии, что организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение в установленном порядке поданы все необходимые заявления с обосновывающими документами для получения (утверждения) указанных документов).
Следует отметить, что статьей 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрено использование следующих основных коэффициентов: 0, 1,5, 25 и 100.
Соответственно, коэффициент 1 является одним из коэффициентов, предусмотренных для применения при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и взимается за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, а также используется при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом внесение теплоснабжающими организациями, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанный ("переходный") период времени будет осуществляться, но в минимальном размере. Полное освобождение указанных организаций от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (то есть применение в течение "переходного" периода коэффициента 0) не будет способствовать их стимулированию к скорейшему получению разрешительных документов. В то же время применение в "переходный" период повышающих коэффициентов (25 или 100) не будет являться справедливым и создаст дополнительную обременительную финансовую нагрузку на теплоснабжающие организации, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
На сегодняшний день статьей 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" срок реализации программы повышения экологической эффективности по общему правилу не может превышать 7 лет, однако, для некоторых объектов (например, градообразующих предприятий) максимальный срок реализации программы повышения экологической эффективности установлен в размере 14 лет. Законопроектом предлагается установить максимальный срок реализации программы повышения экологической эффективности в размере 14 лет также и для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, так как с учетом существующих тарифных ограничений на услуги водоотведения, высокой стоимости строительства (модернизации, реконструкции) очистных сооружений поселений, необходимости проведения конкурсных процедур и т.д. реализация программы повышения экологической эффективности указанными организациями за 7 лет в большинстве случаев является в принципе невозможной.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.