Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (о поддержке самозанятых граждан), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (о поддержке самозанятых граждан), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - специальный налоговый режим), но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, отдельные меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что одной из целей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) до 25 млн. человек в 2024 году. Это означает, что для достижения этой цели необходимо будет обеспечить прирост количества занятых в сфере МСП на 5,8 млн. человек, в том числе на 2,4 млн. человек - за счет легализации самозанятых граждан 1. В этой связи разработчики законопроекта подчеркивают необходимость формирования системы дополнительных стимулов для массового вовлечения самозанятых граждан в легальную предпринимательскую деятельность.
Для решения данной задачи законопроектом предлагается закрепить за физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, право пользоваться мерами финансовой, имущественной, информационной, консультационной и образовательной поддержки, а также мерами поддержки, предоставляемыми АО "Корпорация "МСП" и его дочерними обществами (в том числе кредитно-гарантийной поддержкой, льготными лизинговыми программами, а также доступом к сервисам Портала Бизнес-навигатора МСП и программам обучения).
При этом учитывая, что правом на применение специального налогового режима также наделены индивидуальные предприниматели, которые в силу своего правового статуса в настоящее время могут пользоваться мерами поддержки для субъектов МСП, законопроект призван урегулировать правоотношения с участием самозанятых граждан - физических лиц, поставленных на учет в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не привлекают наемных работников для осуществления приносящей доход деятельности.
Законопроектом также предусматривается включение мероприятий, направленных на оказание поддержки самозанятым гражданам, в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации и муниципальные программы (подпрограммы). Одновременно с этим законопроектом предлагается обеспечить учет сведений о самозанятых в едином реестре субъектов МСП - получателей поддержки, формирование которого предусмотрено начиная с 20 декабря 2020 года.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку в настоящее время самозанятые граждане являются одним из основных источников прироста численности занятых в сфере МСП. Так, по состоянию на 31 декабря 2019 года число физических лиц, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход на территории 4 субъектов Российской Федерации, где проводится эксперимент 2 по внедрению данного налогового режима (г. Москва, Московская и Калужская области, Республике Татарстан), составило 337 244 человек 3 (что сопоставимо с ~10% от общего количества занятых у субъектов МСП 4, зарегистрированных на территориях упомянутых субъектов Российской Федерации). Исходя из динамики прироста занятости в сфере МСП, специальный налоговый режим был введен на территории еще 19 субъектов Российской Федерации с 1 января 2020 года.
Следует также отметить, что к настоящему моменту в законодательстве Российской Федерации уже закреплены отдельные меры поддержки самозанятых граждан. В частности, на них распространены положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", касающиеся участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг крупнейшими заказчиками (в том числе обязательная квота закупок у таких субъектов, сокращённый срок оплаты поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы).
В этой связи принятие законопроекта, по мнению Комитета, позволит завершить формирование комплекса мер поддержки самозанятых граждан и создать для них благоприятные условия по вовлечению в легальную предпринимательскую деятельность, что является особенно актуальным в условиях распространения с 1 июля 2020 года действия специального налогового режима на всю территорию Российской Федерации 5.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (о поддержке самозанятых граждан), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
------------------------------
1 Оценка Минэкономразвития России
2Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
3 Данные Минфина России
4 Рассчитано по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства // https://ofd.nalog.ru/
5 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.