Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 8 мая 2020 года Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в рамках совершенствования мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией, а также в целях ускорения принятия мер, направленных на поддержку населения и экономики Российской Федерации.
Проектом федерального закона Правительство Российской Федерации предлагается наделить следующими полномочиями.
1. Устанавливать особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядка переоформления, продления или приостановления срока действия документов, особый порядок взаимодействия органов и организаций с заявителями, в том числе без необходимости личного посещения.
2. Устанавливать особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения, в том числе в части порядка, сроков и условий возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.
3. При определенных условиях принимать решение о приостановлении на установленный им срок обязательств туроператоров по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при условии предоставления таким туроператором туристам и (или) иным заказчикам равнозначного туристского продукта.
4. Устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, а также возврата платы за проезд пассажира и за провоз его багажа при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
5. Устанавливать особенности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования и очно-заочного голосования, в том числе в целях исключения личного контакта между гражданами.
6. Устанавливать особенности доставки обязательного экземпляра документов, касающиеся сроков и порядка доставки обязательного экземпляра документов, а также количества предоставляемых экземпляров при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации.
7. Устанавливать особенности проведения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, включая порядок и критерии распределения образовательными организациям дополнительных контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень сфер, лицензия на деятельность в которых будет продлеваться "автоматически". К таким сферам предлагается отнести деятельность в части:
- аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- продления сроков действий разрешительных документов на водопользование;
- аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда;
- аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;
- государственной экологической экспертизы;
- продления действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории, выданного аккредитованной организацией;
- временного подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;
- продления разрешений на такси;
- продления сроков действия разрешительных документов в области охраны окружающей среды.
Приостанавливается до 31 декабря 2021 года проведение Всероссийской переписи населения.
В рамках непосредственного ведения Комитета отмечаем, что законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенностей оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Данные изменения обусловлены тем, что при возникновении чрезвычайных ситуаций или угроз распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, граждане Российской Федерации должны иметь доступную медицинскую помощь, в том числе с применением телемедицинских технологий.
В настоящее время медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (статья 37 Федерального закона N 323-ФЗ).
В развитие данной нормы Министерством здравоохранения Российской Федерации устанавливаются порядки оказания медицинской помощи по профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний), которые включают в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, рекомендуемые штатные нормативы медицинских организаций и их структурных подразделений, а также иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В обычных условиях обозначенные требования, порядки, стандарты и нормативы позволяют обеспечить доступность и качество оказываемой медицинской помощи в соответствии с законодательством.
Вместе с тем в условиях чрезвычайных ситуаций и эпидемий нагрузка на медицинские организации и медицинских работников серьезно увеличивается, объекты системы здравоохранения переходят на усиленный режим работы, что может повлечь за собой отход от установленных порядков оказания медицинской помощи.
Законопроект предоставит Правительству Российской Федерации возможность устанавливать особенности организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и (или) угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе с применением телемедицинских технологий, а также порядок сбора и учета информации о распространении заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и состав такой информации (в том числе о лицах, которым оказывается медицинская помощь, и иных лицах).
Законопроект предусматривает, что также Правительством Российской Федерации могут быть установлены особенности организации и оказания медицинской помощи Всероссийской службой медицины катастроф. Реализация положений законопроекта повысит доступность и качество медицинской помощи для населения в условиях чрезвычайных ситуаций и эпидемий.
Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона N 930215-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части особенностей оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций), который разработан в целях совершенствования системы оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и (или) при возникновении угроз распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе с применением телемедицинских технологий.
Положения статьи 13 законопроекта N 953580-7 аналогичны концепции законопроекта N 930215-7, несмотря на юридико-технические различия.
Принимая во внимание, что положения законопроекта направлены на совершенствование мер борьбы с коронавирусной инфекцией, а также мер поддержки населения и бизнеса путем ускорения и упрощения взаимодействия между государственными органами и гражданами, расширения дистанционных контактов, освобождения от необходимости личных контактов, защиту интересов граждан при возникновении угрозы их жизни и здоровью, Комитет по охране здоровья считает законопроект актуальным.
Вместе с тем отмечаем, что действие большинства положений законопроекта рассчитано на 2020 год, а период распространения новой коронавирусной определить невозможно, полагаем необходимым в дальнейшем в случае необходимости оперативное принятие законодательных решений по внесению изменений в нормы рассматриваемого законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственный Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 8 мая 2020 года, протокол N 133.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.