Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 958504-7 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Досье на проект федерального закона
Предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) являются отношения, связанные с осуществлением Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Корпорация) прав собственника имущества (имущественных комплексов) государственных унитарных предприятий (далее - предприятия), а также функций учредителя и прав собственника имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений (далее - учреждения), в части продления периода осуществления Корпорацией указанных полномочий.
В соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон) Корпорация наделена полномочиями осуществлять указанные права и функции от имени Российской Федерации в течение переходного периода, установленного статьей 39 Федерального закона (то есть не позднее чем до 13 июля 2020 г.).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 221 "О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Указ N 221) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 824 "О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - постановление N 824) государственные унитарные предприятия, подведомственные Корпорации (предприятия Корпорации), подлежат преобразованию в акционерные общества с последующей передачей Корпорации 100 процентов акций каждого из них в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона в качестве имущественного взноса Российской Федерации Корпорации передается в том числе имущество, находящееся в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, передаваемых Корпорации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "в" пункта 4 постановления N 824 Росимуществу совместно с Корпорацией поручено осуществить передачу федеральных государственных учреждений по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 191-р.
При передаче Корпорации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, будут созданы частные учреждения Корпорации, за которыми будет закреплено указанное I имущество на праве оперативного управления (пункт 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая указанные положения Федерального закона, Указа N 221 и постановления N 824, до окончания срока переходного периода 15 предприятий Корпорации должны быть преобразованы в акционерные общества, имущество 2 федеральных государственных учреждений, подведомственных Корпорации, должно быть передано Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Основная часть мероприятий, предусмотренных положениями Федерального закона, Указа N 221 и постановления N 824, которые необходимо было реализовать в течение переходного периода, установленного статьей 39 Федерального закона, Корпорацией выполнена:
8 предприятий Корпорации преобразовано в акционерные общества;
2 предприятия Корпорации находятся в стадии завершения преобразования их в акционерные общества (изданы распоряжения Росимущества об условиях их приватизации);
5 предприятий Корпорации находятся в стадии подготовки к приватизации (завершена инвентаризация имущества и обязательств предприятий, утверждены промежуточные бухгалтерские балансы, завершен аудит промежуточных бухгалтерских балансов, проводится оформление прав предприятий на земельно-имущественные комплексы).
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 39 Федерального закона, предусматривающее продление срока переходного периода с 13 июля 2020 г. до 1 января 2026 г.
Необходимость внесения данного изменения обусловлена следующим.
Подведомственное Корпорации ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" создано в 2012 году в целях оперативного управления реализацией подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", контроля за ходом ее выполнения, эффективностью расходования выделенных на ее реализацию средств, а также исполнения функций заказчика и застройщика при строительстве объектов космодрома "Восточный".
Аналогичные функции и полномочия возложены на ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" федеральной целевой программой "Развитие космодромов на 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" (далее - ФЦП), в рамках которой за счет средств федерального бюджета осуществляется строительство объектов 2-й очереди космодрома "Восточный".
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации исполняет также функции государственного заказчика строительства объектов космодрома "Восточный" и является государственным заказчиком - застройщиком объектов 1-й и 2-й очереди космодрома "Восточный".
В качестве государственного заказчика ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" заключены государственные контракты на строительство объектов космодрома "Восточный" на сумму более 45 млрд. рублей.
Для исполнения функций застройщика при строительстве объектов космодрома "Восточный" ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" переданы в безвозмездное пользование 133 земельных участка, находящихся в федеральной собственности, общая площадь которых составляет более 12 тыс. га.
На ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" как правообладателя земельных участков оформлены разрешения на строительство объектов космодрома "Восточный".
В случае принятия решения о передаче имущества ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, в результате чего федеральное казенное учреждение станет частным учреждением Корпорации, приведет к необходимости:
замены государственного заказчика во всех государственных контрактах на строительство объектов космодрома "Восточный" (государственным заказчиком будет выступать не ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", а Корпорация);
корректировки правоустанавливающей документации на каждый из 133 земельных участков, переданных ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в безвозмездное пользование. Поскольку Земельным кодексом Российской Федерации предоставление частному учреждению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в безвозмездное пользование не предусмотрено, землепользование для частного учреждения земельными участками будет возможно только на возмездной основе. В этом случае ежегодные расходы частного учреждения на землепользование ориентировочно составят не менее 650 млн. рублей;
внесения изменений в разрешения на строительство объектов космодрома "Восточный";
внесения изменений в сводные сметные расчеты по строительству объектов космодрома "Восточный", включенные в проектно-сметную документацию (в части включения затрат на содержание службы заказчика и осуществление строительного контроля), что в свою очередь потребует повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации и соответственно дополнительного финансирования.
Организация и проведение вышеуказанных масштабных мероприятий потребует значительных временных затрат и увеличит сроки строительства объектов космодрома "Восточный", установленные Указом Президента Российской Федерации, а также приведет к дополнительным расходам федерального бюджета из-за увеличения сметной стоимости мероприятий по строительству объектов космодрома "Восточный".
Таким образом, передача Корпорации имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", в качестве имущественного взноса Российской Федерации до окончания реализации ФЦП, в рамках которой осуществляется строительство объектов 2-й очереди космодрома "Восточный", представляется нецелесообразной.
Учитывая изложенное, принятие решения о дальнейшей судьбе ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" следует осуществить после завершения реализации мероприятий ФЦП.
Подведомственное Корпорации ФКП "НИЦ РКП" является головной организацией ракетно-космической промышленности по стендовой отработке (холодным и огневым испытаниям) жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок, экспериментальной отработке наземного технологического оборудования стартовых и технических комплексов.
Для отработки изделий ракетно-космической техники, разработка которых предусмотрена Федеральной космической программой России на 2016 - 2025 годы, государственной программой Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", другими государственными программами, использование для испытаний стендов ФКП "НИЦ РКП" является безальтернативным.,
Особенностью экспериментальной базы ФКП "НИЦ РКП" является ее уникальность и применение на завершающих этапах опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов ракетно-космической техники, в связи с чем стенды используются не постоянно, в цикличном режиме с продолжительными периодами ожидания их применения по назначению, объективно обусловленными длительностью разработки новых образцов ракетно-космической техники.
Еще одной особенностью ФКП "НИЦ РКП" как отраслевого испытательного центра является необходимость поддержания оборудования, соответствующих систем и обслуживающего персонала в постоянной готовности к проведению испытаний, которая обеспечивается путем проведения сложных планово-предупредительных работ и учебно-тренировочных испытаний. Поэтому вопрос финансирования ресурсоемких объектов уникальной испытательной стендовой базы ФКП "НИЦ РКП" может быть решен исключительно с помощью мер государственной поддержки.
Ежегодно ФКП "НИЦ РКП" предоставляется субсидия (в размере до 500 млн. рублей в год) в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 351.
В ходе мероприятий по подготовке к преобразованию ФКП "НИЦ РКП" была проведена оценка рисков и последствий его преобразования. По результатам оценки установлено, что преобразование ФКП "НИЦ РКП" в акционерное общество повлечет прекращение оказываемой в настоящее время предприятию финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета с даты регистрации акционерного общества. Отсутствие субсидирования с учетом специфики деятельности и текущего финансового состояния ФКП "НИЦ РКП" может привести к банкротству созданного в результате преобразования ФКП "НИЦ РКП" акционерного общества и, как следствие, к срыву сроков исполнения контрактов, заключенных в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
В связи с изложенным в настоящее время осуществляется проработка с Минфином России вопросов организации финансовой поддержки акционерного общества, создаваемого путем преобразования ФКП "НИЦ РКП", которое будет обеспечивать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и эксплуатации экспериментальной стендовой базы по холодным и огневым испытаниям жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок, экспериментальной отработке наземного технологического оборудования стартовых и технических комплексов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона Корпорация выполняет государственную функцию по отбору и подготовке космонавтов, а также по формированию отряда космонавтов и обеспечению его деятельности, включая использование государственной авиации, создание, поддержание и развитие средств подготовки космонавтов. Согласно указанной норме Федерального закона Корпорация организует выполнение указанной государственной функции через соответствующее учреждение Корпорации.
Таким учреждением является ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина", которое в рамках выполнения государственной функции осуществляет отбор, подготовку космонавтов, реабилитацию космонавтов после выполнения космических полетов и решение организационно-мобилизационных задач, в том числе с целью создания, размещения и модернизации наземных технических средств, применяемых для подготовки космонавтов.
На выполнение государственной функции ежегодно предусматривается выделение из федерального бюджета субсидии, размер которой в 2019 году составил 2,375 млрд. рублей.
Субсидия ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" предоставляется в порядке, установленном статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640. Предоставление ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого Корпорацией с ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина".
В результате передачи Корпорации имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина", в качестве имущественного взноса Российской Федерации ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" станет частным учреждением Корпорации, которое будет выполнять государственную функцию по отбору и подготовке космонавтов, а также обеспечение деятельности отряда космонавтов. При этом предоставление субсидии частному учреждению в порядке, установленном статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, будет невозможно, что может повлечь невыполнение указанной функции.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона финансовое обеспечение реализации указанной государственной функции осуществляется Корпорацией за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным в настоящее время осуществляется проработка с Минфином России вопросов организации финансирования частного учреждения, которое будет осуществлять оперативное управление имуществом, ранее находившимся в оперативном управлении ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина", и выполнять государственную функцию по отбору и подготовке космонавтов, а также обеспечение деятельности отряда космонавтов.
Изменение организационно-правовой формы ФКП "НИЦ РКП", формы собственности имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина", без определения порядка дальнейшего финансирования работ и услуг, связанных с содержанием экспериментальной стендовой базы по холодным и огневым испытаниям жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок, экспериментальной отработке наземного технологического оборудования стартовых и технических комплексов и выполнения государственной функции по отбору и подготовке космонавтов, а также обеспечением деятельности отряда космонавтов, нецелесообразно.
Принятие законопроекта позволит Корпорации продолжать осуществлять от имени Российской Федерации права собственника имущества в отношении предприятий Корпорации, функции учредителя федеральных государственных учреждений, подведомственных Корпорации, и права собственника имущества, находящегося в оперативном управлении данных учреждений, финансирование деятельности и (или) содержание которых в отсутствие иного порядка предусмотрено только за счет средств федерального бюджета и которые целесообразно сохранить в федеральной собственности на срок переходного периода.
С учетом изложенного законопроектом предлагается продлить установленный Федеральным законом срок переходного периода до 1 января 2026 г., в течение которого. Корпорация обеспечит преобразование указанных выше организаций.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемое законопроектом решение принимается в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" и государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных ассигнований средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как необходимые бюджетные средства уже предусмотрены в федеральном бюджете и соответствующих программных документах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а бюджетные ассигнования в 2023 - 2025 годах предусмотрены государственной программой Российской Федерации "Космическая деятельность России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 306.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.