Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 967986-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", создающий основу для регулирования отношений в рамках цифровой экономики. При этом развитие электронных форм передачи информации в рамках проходящих процессов цифровизации экономики затрагивают не только гражданско-правовые, но и другие виды отношений, в том числе трудовые. Особенно актуально обеспечение правового регулирования передачи информации в электронном виде при использовании дистанционных форм в трудовых отношений в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуациях.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Законопроект) предлагает ввести в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) положения о юридически значимых сообщениях. Представленный Законопроект был внесен в первоначальной редакции 21 июня 2019 года и в дальнейшем был доработан с учетом официального отзыва Правительства Российской Федерации от 5 октября 2019 года.
Правила о юридически значимых сообщениях сейчас есть в ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно правилам ГК РФ юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. На практике это правило позволяет исключить гражданско-правовые споры о моменте возникновения, изменения и прекращения у лица соответствующих прав и обязанностей. В ТК РФ такой нормы нет, но юридически значимые сообщения и в трудовом правоотношении имеют большую практическую значимость как на стадии заключения трудового договора, так и в период его действия.
Юридически значимыми сообщениями являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Отсутствие в ТК РФ правил, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений, в том числе в случаях, когда такие сообщения направляются не в виде бумажного документа, создает опасную для трудового правоотношения неопределенность.
Новой статьей 15.1 ТК РФ предложено закрепить общие положения о юридически значимых сообщениях, в том числе по вопросу об их форме. Поскольку сейчас активно внедряются в практику взаимодействия сторон трудового правоотношения новые способы коммуникации, то в законопроектом предлагается установить, что обмен сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи, но также и с использованием электронных или иных технических средств. При этом требования к указанным средствам будут определяться Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.
На работодателя возлагается обязанность обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений и копий направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.
В связи с тем, что работодатель является экономически более сильной стороной трудового договора, и имеет возможности навязать работнику условия трудового договора о юридически значимых сообщениях, которые могут каким-то образом ущемить или умалять права работника, то для такого случая статья 15.1 ТК РФ вводит специальное правило, в соответствии с которым правила о юридически значимых сообщениях, содержащиеся в трудовом договоре (а равно и в локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении), не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными Кодексом.
Законопроект регулирует два важных вопроса, касающиеся доставки юридически значимого сообщения.
Во-первых, вопрос о моменте, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия. Таким моментом является момент доставки сообщения адресату. Иными словами, сообщение влечет юридические последствия с момента, когда адресат получил возможность ознакомиться с содержанием сообщения.
Во-вторых, предлагает устанавливать отправителя любым способом, позволяющим достоверно определить лицо, отправившее сообщение. Таким способом может быть, например, предварительное указание в трудовом договоре адресов сторон (в том числе адресов электронной почты) для обмена сообщениями. Также способом может выступить использование электронной цифровой подписи (простого сочетания логина и пароля или усиленной квалифицированной подписи), позволяющей достоверно установить отправителя.
При этом законопроект предлагает предоставить работнику возможность в одностороннем порядке отказаться от условия об обмене юридически значимыми сообщениями в электронной форме в любой момент после заключения трудового договора, поскольку не все работники могут или желают пользоваться различными электронными устройствами для приема таких сообщений. Это можно сделать как путем личной подачи сообщения об отказе в месте нахождения работодателя, так и путем направления работодателю сообщения почтой, в том числе электронной.
Еще одной важной новеллой законопроекта являются поправки в статью 67 ТК РФ, согласно которым трудовой договор может быть заключен в том числе и путем обмена документами и информацией в иной форме посредством электронных и иных технических средств. Трудовые договоры и сейчас нередко заключаются путем обмена сторонами по электронной почте отсканированными документами, содержащими образы подписей сторон, однако ввиду отсутствия прямого указания в ТК РФ на возможность использования электронных и иных технических средств в судебной практике наблюдается различие в подходах к признанию таких договоров заключенными.
В целях предотвращения возможных злоупотреблений при ведении переговоров о заключении трудового договора путем обмена юридически значимыми сообщениями законопроектом предусмотрена обязанность работника и работодателя вести себя добросовестно, в том числе не вступать в переговоры о заключении трудового договора при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной (поправка в статью 64 ТК РФ). В противном случае как работник, так и работодатель вправе потребовать возмещения причиненного ущерба в соответствии с главой 37 ТК РФ.
Принятие данного законопроекта позволит разрешить вопросы, возникающие в правоприменительной (в том числе - в судебной) практике, связанные с обменом юридически значимыми сообщениями между сторонами трудового правоотношения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребуется внесение изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.