Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 975888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан по результатам анализа практики применения Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон).
Законопроектом предусматривается решение следующих вопросов организации и осуществления аудиторской деятельности.
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. рублей.
Исходя и Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым по всем налоговым режимам, не превышает 800 млн. рублей.
Законопроектом предлагается повысить финансовые критерии обязательного аудита, предусмотренные Федеральным законом, соответственно: по выручке с 400 до 800 млн. рублей; по сумме активов бухгалтерского баланса - с 60 до 400 млн. рублей. Данная мера позволит освободить от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, т.е. снизить в отношении них финансовое и административное обременение.
Кроме того, анализ практики применения статьи 5 Федерального закона показал необходимость структурной корректировки части 1 этой статьи, поскольку другими федеральными законами также предусмотрены требования проведения обязательного аудита. В целях исключения дублирования аналогичных требований в законодательстве Российской Федерации в данной норме сохранены требования обязательного аудита только в отношении тех организаций, для которых аналогичные требования не предусмотрены другими федеральными законами.
2. По результатам анализа практики реализации Федерального закона в части применения аудиторскими организациями и аудиторами кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций выявлена необходимость уточнения соответствующих норм статьей 7 и 8 Федерального закона. В связи с этим законопроектом предусмотрено:
а) уточнение определения кодекса профессиональной этики аудиторов, обеспечивающее полное раскрытие содержания данного документа;
б) введение общего требования соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями независимости с раскрытием содержательного наполнения этого института;
в) установление, что основой разработки кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций является кодекс профессиональной этики, принимаемый Международной федерацией бухгалтеров.
3. С целью реализации механизма "регуляторной гильотины" законопроектом предложен ряд изменений в Федеральный закон, которые направлены на сокращение количества обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, предусмотренного статьей 22 Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона единая аттестационная комиссия создается в порядке, установленном Минфином России. Единая аттестационная комиссия создана и успешно осуществляет свою деятельность с 2010 года. Проверка соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРО) указанного порядка в настоящее время нецелесообразна и избыточна. В связи с этим предлагается заменить требование соблюдения порядка предварительным согласованием создания такой организации с Минфином России.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона квалификационный аттестат аудитора выдается СРО. В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином России. Поскольку в настоящее время в Российской Федерации одна СРО, необходимость в утверждении таких порядка и формы утратила актуальность. Законопроектом предлагается наделить СРО самостоятельно определять порядок выдачи и форму квалификационного аттестата аудитора.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 17 Федерального закона СРО сообщает в Минфин России о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных СРО в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов в порядке, сроки и по форме, которые определяются Минфином России. Законопроектом предлагается исключить данное полномочие Минфина России.
В соответствии с частью 16 статьи 23 Федерального закона порядок обмена СРО действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных до 1 января 2011 года, в случаях изменения фамилии, имени, отчества, либо иных сведений, содержащихся в них, утверждается Минфином России. Законопроектом предлагается распространить данное полномочие СРО также на случай утери (утраты) квалификационного аттестата аудитора, выданного до 1 января 2011 года. В настоящее время СРО выдает дубликаты квалификационных аттестатов аудитора, выданные позднее указанной даты. Анализ практики применения Федерального закона показал целесообразность осуществления СРО функции, связанной с выдачей и аннулированием квалификационного аттестата аудитора, в полном объеме.
После принятия законопроекта не потребуется отмена соответствующих подзаконных актов, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 "Об отмене приказов Министерства финансов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов" соответствующие приказы Минфина России отменены. Данное постановление Правительства Российской Федерации вступит в силу с 1 января 2021 года.
4. С целью обеспечения деятельности аудиторских организаций, аудиторов и СРО в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, законопроектом предусмотрен ряд мер, обеспечивающих учет таких условий и поддержку названных лиц.
Частью 8 статьи 10 Федерального закона установлена обязательная периодичность проведения СРО плановых внешних проверок качества работы своих членов. Законопроектом предусмотрено приостановление действия данной нормы на 2020 год. При этом сохраняется возможность проведения СРО в 2020 году внеплановых проверок, предусмотренная частью 10 статьи 8 Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 10 статьи 8" следует читать "частью 10 статьи 10"
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся в 2020 году, финансовая база СРО существенно сократилась, что обусловлено снижением деловой активности на рынке аудиторских услуг, падением доходов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. С начала 2020 года наблюдается снижение количества субъектов аудиторской деятельности, в том числе за счет выхода ряда из них из членов СРО. Возрастает задолженность членов СРО перед ней по уплате взносов. Однако в силу законодательства Российской Федерации СРО обязана осуществлять ряд возложенных на нее функций. Среди них - допуск к ведению аудиторской деятельности, ведение публичного реестра субъектов этой деятельности, выдача квалификационных аттестатов аудитора, контроль деятельности своих членов, организация повышения квалификации аудиторов и обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, обеспечение информационной открытости субъектов аудиторской деятельности, информационная, разъяснительная и методическая работа.
Законопроектом предусмотрена возможность СРО использовать доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда в 2019 и 2020 годах, в качестве источника формирования своего имущества. Это обеспечит дополнительный источник финансирования деятельности СРО в 2020 и 2021 годах, что, в свою очередь, позволит снизить расходы, возлагаемые на ее членов. Данная мера не скажется на исполнении СРО обязанности по дополнительной имущественной ответственности членов СРО перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой СРО.
В силу консолидации аудиторской профессии с февраля 2020 года в Российской Федерации существует одна СРО - Ассоциация "Содружество". В связи с этим ограничение выбора аудиторской организации, установленное Федеральным законом, создает необоснованное препятствие и неопределенность для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО. Снятие данного препятствия и разрешение связанной с ним неопределенности существенно осложняется в условиях сложной эпидемиологической ситуации.
В связи с этим законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 13 статьи 17 Федерального закона. Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО сохраняется в силу действия части 4 статьи 12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях". Что касается независимости аудиторской организации, привлекаемой для проведения такого аудита, то согласно общепризнанной международной практике она будет обеспечена мерами и механизмами, предусмотренными правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также нормами профессиональной этики аудиторов, предусмотренными Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случае несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона, за исключением случая, когда СРО с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь). Законопроектом предлагается приостановить действие указанного положения. Это позволит уменьшить финансовые затраты аудиторов в условиях существенного снижения деловой активности на рынке аудиторских услуг.
Законопроект не вводит никакие дополнительные обязанности, запреты и ограничения для аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов, и не приведет к дополнительным расходам указанных лиц.
Принятие законопроекта окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для участников рынка аудиторских услуг и иных лиц.
Законопроект поддержан Комиссией Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, созданной 4 апреля 2020 года Постановлением Государственной Думы N 8122-ГД, и включен в перечень предложений Государственной Думы в Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.