Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 967075-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" подготовлен во исполнение рекомендаций круглого стола на тему "Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов", состоявшегося в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 октября 2019 года.
Проект федерального закона направлен на совершенствование системы оплаты нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой.
Согласно действующему нормативному правовому регулированию за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы). Кроме того, согласно части шестой статьи 22 Основ, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера.
Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие экономически обоснованных предельных размеров такой платы, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации, с учетом текущей социально-экономической ситуации каждого региона, характеризуемой прожиточным минимумом в регионе, среднего числа нотариальных действий, приходящихся на одного нотариуса.
Вместе с тем стоит отметить, что Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, как и изменения в него, утверждаются решением Правления Федеральной нотариальной палаты и не контролируется государственными органами. В связи с этим вопрос о реальном объеме финансовой нагрузки, которая ложится на граждан при обращении за совершением нотариального действия, характеризуется высокой социальной чувствительностью.
Как показывает практика, содержание и порядок формирования стоимости услуг правового и технического характера также остаются непонятными для большого числа граждан Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается установить более прозрачный порядок формирования оплаты нотариальных действий.
Так, предлагается закрепить в качестве обязанности, а не только права, нотариуса, действия, являющиеся в действующей редакции статьи 22 Основ услугами правового и технического характера.
Проектом федерального закона в обязанности нотариуса предлагается включить совершение таких действий, как правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме и др.
В целях сохранения возможности осуществления деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, на принципе самофинансирования, который позволяет обеспечивать устойчивое функционирование и развитие единой информационной системы нотариата, выполнение социальных обязательств нотариусов, страхование профессиональной деятельности, содержание нотариальных архивов и обеспечение льгот по уплате государственной пошлины для 16 категорий физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проектом федерального закона вместо существующей платы за оказание услуг правового и технического характера предлагается установление "регионального" тарифа. Предлагаемый же проектом федерального закона "федеральный" тариф призван заместить существующий нотариальный тариф, взимаемый в порядке части 2 и 3 статьи 22 Основ.
В соответствии с проектом федерального закона оба данных тарифа будут составлять Единый нотариальный тариф, который будет обеспечивать экономическую основу частной нотариальной деятельности.
Существующий принцип формирования размеров платы за услуги правового и технического характера предлагается сохранить и для формирования "регионального" тарифа, который будет устанавливаться нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в рамках предельных размеров, установленных Федеральной нотариальной палатой.
Вместе с тем проектом федерального закона предлагается закрепить на уровне федерального законодательства принцип экономической обоснованности предельных размеров "региональных" тарифов, а также предоставить полномочие Министерству юстиции Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему контроль и надзор в сфере нотариата, по утверждению формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа.
Проект федерального закона призван усилить контроль за экономической обоснованностью взимаемых с населения тарифов за совершение нотариальных действий, а также повысить доверие общества к профессиональной деятельности нотариуса.
Проект федерального закона не предусматривает расходы федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не повлечет дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует принятия нормативного правового акта Министерства юстиции Российской Федерации, устанавливающего порядок утверждения формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и применяемых к региональным тарифам льгот.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.