Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 967736-7 "О внесении изменений в статьи 25 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект направлен на предоставление возможности проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в целях создания необходимых условий для эксплуатации приаэродромных территорий для обеспечения безопасности полетов.
Согласно ст. 47 ВзК приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами
В состав приаэродромной территории могут входить земли лесного фонда. В первой подзоне приаэродромной территории обеспечивается взлет и посадка, в связи с чем нахождение на ее территории лесных насаждений, превышающих установленную высоту не отвечает целям обеспечения безопасности пассажиров. Между тем, в Воздушном и Лесном кодексе отсутствует специальные нормы, регламентирующие порядок рубки и обрезки лесных насаждений при нахождении в составе приаэродромной территории земель лесного фонда, что не отвечает требованиям безопасности полетов. В связи с этим, без осуществления перевода приаэродромных территорий из состава земель лесного фонда (в состав земель промышленности), произвести рубку или обрезку насаждений в защитных лесах администрация аэропорта (аэродрома) не вправе: организации, эксплуатирующие аэропорты, обязаны либо осуществлять процедуру перевода земель лесного фонда в земли промышленности, либо оформлять право аренды на лесные участки, т.е. нести дополнительные затраты фактически не используя лесной участок для ведения лесного хозяйства.
18 декабря 2018 Федеральным законом N 471-ФЗ в ч. 1 и 5 статьи 45 были внесены соответствующие изменения о том, что во-первых, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, а, во-вторых, Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. С учетом того, что, как правило, линейные объекты имеют целью обеспечение функционирования транспортных объектов (а сама взлетно-посадочная полоса обладает отдельными признаками линейных объектов), представляется, что в рассматриваемом случае для обеспечения их безопасности допустимо одинаковое правовое регулирование, осуществляемое по Правилам, издаваемым в соответствии с ч. 5 ст. 45 ЛК, в связи с чем как и в Федеральном законе N 471-ФЗ вносятся изменения в ч. 1 и 5 ст. 45 ЛК.
В целях обеспечения транспортной безопасности и создания необходимых условий для эксплуатации аэропортов представляется целесообразным внести изменения в статью 45 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность осуществления выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута на приаэродромных территориях в зоне взлёта и посадки воздушных судов. В связи с изменением наименования ст. 45 потребуется внесение изменений в пункт 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации о дополнении указанием, что леса могут использоваться в целях эксплуатации приаэродромных территорий.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации" потребует внесения в утвержденный приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.