Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 960545-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
(внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 960545-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Вопросы совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях Российской Федерации являются приоритетными в деятельности Комитета Государственной Думы по образованию и науке. В период весенней сессии 2017 года были проведены парламентские слушания на тему "Патриотическое воспитание граждан России: "Бессмертный полк"", рассмотрен вопрос "Об общественно-полезной деятельности детей и молодежи и трудовом воспитании". В период осенней сессии 2018 года Комитет провел совещания на темы "О перспективах развития духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе", "Нормативное правовое обеспечение реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Ежегодно в рамках Рождественских парламентских встреч Комитет проводит круглые столы на тему "Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы". При Комитете действуют два экспертных совета, рассматривающих тематику воспитательной работы: совет по воспитанию и совет по вопросам воспитания культуры здорового образа жизни детей и молодежи.
Начиная с 2012 года, когда с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) было закреплено понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, в системе образования Российской Федерации сложилась система нормативного правового регулирования воспитания, реализован ряд важных инициатив по его развитию. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования предусмотрено включение программы воспитания и социализации обучающихся в структуру общеобразовательной программы. С 2015 года реализуется Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой воспитание рассматривается как стратегический национальный приоритет. В рамках утвержденного Правительством России плана осуществляется комплекс мероприятий по реализации Стратегии.
В поправках, предложенных в Конституцию Российской Федерации, закрепляется ценность детства и необходимость создания условий для всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, воспитания в них патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению.
Рассматриваемый законопроект, разработанный с целью определения системы организации воспитательной работы в сфере образования, является логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания, закрепляет на законодательном уровне механизмы организации воспитания в сфере образования в Федеральном законе.
Для достижения этой цели в законопроекте предлагается:
1. Расширить понятие "воспитание", закрепленное в статье 2 Федерального закона, следующим дополнением: "формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.".
2. Дополнить определение образовательной программы, закрепленное в пункте 9 статьи 2 Федерального закона за счет включения в комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
3. Дополнить учебно-методическую документацию, которая входит в примерную образовательную программу, установленную п. 10 статьи 2 Федерального закона, примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы. К таким программам законопроект относит примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета).
4. Ввести в Федеральный закон новую статью 12.1 "Общие требования к организации воспитания", закрепляющую механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.
5. Наделить советы обучающихся, в том числе студенческие советы, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся правом принимать участие в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, учитывать мнение перечисленных органов при принятии локальных нормативных актов, касающихся рабочих программ воспитания и календарного плана воспитательной работы.
По мнению Комитета, законопроект отвечает приоритетам государственной политики Российской Федерации, целям и задачам Десятилетия детства, закрепляет на законодательном уровне итоги реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Предлагаемый законопроектом механизм организации воспитательной работы в образовательной организации через реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, в разработке которых принимают непосредственное участие советы родителей, представительные органы обучающихся, закрепляет нормы прямого действия, что будет способствовать повышению эффективности процесса воспитания, сосредотачивая внимание на достигаемом результате.
Комитет также обращает внимание на то, что:
в части 3 статьи 12.1 устанавливается, что в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в пункте 1 части 6 статьи 26 Федерального закона советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При этом в части 3 статьи 30 Федерального закона закреплено, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, также должно учитываться мнение советов родителей и представительных органов обучающихся, которые не указаны в пункте 1 части 6 статьи 26 Федерального закона;
в примерных расчетах нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в случае включения в них примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы потребуется предусмотреть перераспределение выделяемых на реализацию образовательной программы бюджетных ассигнований в целях полноценного финансового обеспечения их реализации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект, полагая, что положения законопроекта раскрывают механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.
По мнению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, реализация предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и молодежи, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению, человеку труда, что согласуется с положениями новой статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, предусмотренной Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Правовое управление Государственной Думы в своем заключении также поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей, являющийся соисполнителем по законопроекту, считает своевременными и актуальными предлагаемые нормы законопроекта в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а именно статьи 67.1, согласно которой дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, и государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Принятие рассматриваемых изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", по мнению депутатов Государственной Думы - членов Комитета по делам национальностей, будет способствовать повышению роли и значимости воспитательной работы на всех этапах образовательного процесса, формированию у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности на основе бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Соисполнитель по законопроекту - Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает, что принятие рассматриваемого законопроекта должно привести к повышению качества процесса воспитания, созданию предпосылок для всестороннего развития личности, и поддерживает концепцию законопроекта.
В отзывах, поступивших от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поддерживается концепция законопроекта.
Отрицательных отзывов нет, замечаний и предложений не поступило. Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает принять проект федерального закона N 960545-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.