Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 813620-7 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан ФАС России совместно с Минфином России при участии Банка России в рамках реализации пункта 7 раздела XIV Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, а также во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 8 апреля 2019 г. N СА-П13-2801.
Положения законопроекта предусматривают, что размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств между физическими лицами по их банковским счетам в такой кредитной организации, не может быть обусловлен открытием указанных банковских счетов в разных обособленных подразделениях (внутренних структурных подразделениях) кредитной организации.
Данная мера направлена на устранение существующей в настоящее время межрегиональной дискриминации потребителей банковских услуг, которая выражается в установлении отдельными кредитными организациями повышенного размера комиссионного вознаграждения за осуществление операций по межрегиональным переводам денежных средств между счетами физических лиц, открытыми в одной кредитной организации, по отношению к внутрирегиональным переводам.
Так, в рамках проведенного ФАС России совместно с Минфином России, Банком России, а также экспертным сообществом исследования по вопросу создания равных условий осуществления переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, открытые как в одной, так и в различных кредитных организациях (за исключением платежей, комиссия за осуществление которых не взимается в силу закона) в отношении внутрибанковских переводов было установлено, что переводы между банковскими счетами и банковскими картами физических лиц, открытыми в одном банке, осуществляются через платежную инфраструктуру этого банка.
При этом филиалы и внутренние структурные подразделения банка являются составной частью единой организационной структуры банка, и переводы между счетами, открытыми в различных его территориальных подразделениях, являются в полном смысле обычными внутренними переводами, в связи с чем при осуществлении внутрибанковского перевода между различными территориальными зонами банк не создает добавленной стоимости по сравнению с переводами внутри одной территориальной зоны и не оказывает потребителю какой-либо дополнительной услуги.
В силу этого установление различных комиссий за такие переводы в зависимости от местонахождение получателя перевода (в пределах Российской Федерации) свидетельствует о межрегиональной дискриминации потребителя, на устранения которой направлены изменения, предусмотренные настоящим законопроектом.
Положительными эффектами от устранения межрегиональной дискриминации могут стать:
обеспечение свободы перемещения денежных средств на финансовом рынке Российской Федерации за счет ослабления географических барьеров;
развитие безналичных платежей за счет повышения их привлекательности у конечного потребителя;
устранение дискриминационных практик тарификации, ущемляющих интересы потребителя;
мотивация кредитных организаций на оптимизацию своих бизнес-моделей и бизнес-процессов, в том числе в части применяемых технологических решений, для наиболее полного удовлетворения потребностей клиента.
Отсутствие существенной регуляторной нагрузки в результате принятия положений законопроекта для банковского сектора в целом в силу незначительного количества банков, применяющих в тарификации переводов принцип межрегиональной дискриминации, подтверждается данными, полученными ФАС России в рамках проведенного исследования.
В конечном итоге данные изменения будут стимулировать выполнение одной из ключевых задач развития любого рынка - обеспечение единства экономического пространства.
В этой связи законопроектом вносится изменение в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части определения особенностей установления размера комиссионного вознаграждения за осуществление операций по переводу денежных средств между счетами физических лиц, открытыми в одной кредитной организации.
Учитывая наличие кредитных организаций, в том числе с широкой филиальной сетью, действующие тарифы которых в настоящее время не соответствуют предлагаемым законопроектом принципам тарифообразования, законопроектом предусмотрено вступление соответствующих изменений в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования для обеспечения возможности приведения кредитными организациями своих тарифов в соответствие с устанавливаемыми требованиями на всей территории Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения реализации его норм.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.