Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 814697-7 "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" вызвана необходимостью четкого разграничения уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение правил несения пограничной службы.
На сегодняшний день нарушение правил несения пограничной службы является преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 341 УК России и наступает как в случае причинения вреда интересам безопасности государства (материальный состав), так и в случае, когда совершение данного преступления не повлекло, но могло повлечь причинение такого вреда (формальный состав).
В то же время в соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нарушение правил несения пограничной службы является также грубым дисциплинарным проступком, совершение которого влечет дисциплинарную ответственность.
В правоприменительной практике отсутствуют единые подходы при квалификации нарушений правил несения пограничной службы, в результате чего схожие по своему характеру деяния в одних случаях квалифицируются как преступления, в других как грубые дисциплинарные проступки.
При этом необходимо отметить, что Конституционным Судом Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 г. N 4-П, от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 11 марта 1998 г. N 8-П, от 16 марта 1998 г. N 9-П, от 5 июля 2001 г. N 11-П) неоднократно высказывалась правовая позиция о том, что возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации равенства всех перед законом и судом.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить из статьи 341 УК России положения, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности военнослужащих, действие (бездействие) которых только могло бы повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, предоставив командирам (начальникам) право привлечения их за такие деяния к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, поскольку в настоящее время призыв на военную службу в пограничные органы не осуществляется, законопроект предусматривает исключение из статьи 341 УК России наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Целями разработки законопроекта является совершенствование уголовного законодательства, законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих по вопросу несения пограничной службы.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие в сфере несения военнослужащими пограничных органов пограничной службы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 341 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных конституционных законов или федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.