Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025470-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга" (далее - законопроект) разработан по результатам анализа практики налогового администрирования в форме налогового мониторинга, выявившего необходимость изменения действующего правового регулирования. Учитывая перспективность для качественного налогового администрирования такой формы налогового контроля как налоговый мониторинг, анализ правоприменительной практики осуществляется в постоянном режиме экспертами Экспертного совета при комитете по бюджету и налогам Государственной думы ФС РФ и Экспертного совета по налоговому мониторингу при Федеральной налоговой службе России.
Законопроектом предусматривается внесение в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следующих изменений:
отмена оснований проведения камеральных налоговых проверок (пункт 1.1 статьи 88 Кодекса) для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг с целью обеспечения непрерывности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга. При этом предлагается установить, что при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета);
установление нового порядка проведения мероприятий налогового контроля при проверке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной налоговой декларации (статьи 176, 176.1, 203, 203.1 Кодекса) непосредственно в рамках налогового мониторинга с целью снижения издержек налогоплательщиков;
изменение критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг (статья 105.26 Кодекса) в части снижения их суммовых значений, а также учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупной сумме исчисленных налогов в целях расширения перечня потенциальных участников налогового мониторинга;
исключение применения суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, в отношении участников консолидированных групп налогоплательщиков, что позволит существенно сократить затраты организаций, имеющих единую систему учета осуществляемых операций и соответствующих всем условиям вступления в налоговый мониторинг, кроме суммовых, и обеспечит качественный рост уровня налогового администрирования, которое будет осуществляться на основе комплексного подхода и учета особенностей группы налогоплательщиков;
уточнение срока проведения налогового мониторинга (пункт 5 статьи 105.26 Кодекса) при исключении оснований для проведения камеральной налоговой проверки и порядка продления (вынесения решения налогового органа о продлении) срока налогового мониторинга при проверке уточненной налоговой декларации (расчета);
обеспечение возможности представления документов (копий документов) в налоговые органы непосредственно через организацию удаленного доступа налоговых органов к информационным системам организаций (статьи 105.26, 105.29 Кодекса) с целью обеспечения онлайн-взаимодействия с налоговыми органами и снижения расходов организации, связанных с представлением истребуемых документов;
исключение необходимости повторного представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга и документов, указанных в пункте 2 статьи 105.27 Кодекса, для продления проведения налогового мониторинга;
уточнение порядка проведения налогового мониторинга в части направления предварительного уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Кодекса, в целях предоставления организациям, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, дополнительной возможности для представления пояснений или добровольного уточнения налоговых обязательств в отношении установленного факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (неполном или несвоевременном перечислении) налогов, сборов, страховых взносов (статья 105.29 Кодекса).
Принятие проектируемых норм позволит реализовать отдельные основные направления развития системы налогового мониторинга, предусмотренные Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 N 381-р, в том числе по расширению практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга путем снижения требований к совокупной сумме налогов, суммарному объему полученных доходов и совокупной стоимости активов соответствующих организаций, а также в целях развития технологии расширенного информационного взаимодействия таких, организаций с налоговыми органами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.