Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 21 сентября 2020 г. N 3.4-05/1166
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 сентября 2020 года.
Федеральный закон предусматривает ратификацию Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (далее - Договор), подписанного в городе Будапеште 30 октября 2019 года.
Целью Договора является урегулирование отношений между Договаривающимися Сторонами в сфере социального обеспечения граждан обеих стран.
Договор направлен на регулирование правоотношений, связанных с предоставлением гражданам Договаривающихся Сторон социального обеспечения - денежного обеспечения, определенного в статье 2 Договора: страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, фиксированная выплата к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, накопительные пенсии и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием, единовременных и ежемесячных выплат, право на которые возникает в связи с осуществлением ими трудовой и (или) иной деятельности и проживанием на территории одной из Договаривающихся Сторон.
В Договоре устанавливается принцип территориального и правового равенства граждан Договаривающихся Сторон и предусматривается распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Помимо граждан Договаривающихся Сторон, Договор распространяется и на членов их семей, имеющих место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, а также на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев от 31 января 1967 года, и членов их семей, подпадающих или подпадавших под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Договор среди прочего содержит положения, касающиеся: выплаты денежного обеспечения; страхования лиц, осуществляющих транспортные перевозки и работающих в портах; суммирования страховых периодов; исчисления размера пенсии; пособия в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием; подачи заявлений и направления документов; запроса на взыскание излишне выплаченных сумм денежного обеспечения; защиты информации; урегулирования споров.
Право на денежное обеспечение в соответствии с Договором возникает с даты вступления его в силу. Одновременно со вступлением в силу Договора для Договаривающихся Сторон прекращает действие Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 года (СССР ратифицировал данное Соглашение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1963 года N 1391-VI).
На территории Венгрии проживает один гражданин Российской Федерации, получающий страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации осуществляют трудовую деятельность более 360 граждан Венгрии, за которых их работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации из указанных граждан Венгрии пенсионного возраста в 2021 - 2023 годах в соответствии с законодательством Российской Федерации достигнут 7, 13 и 13 человек соответственно. При этом средний размер страховых пенсий в 2021-2023 годах составит 4,96 тыс. рублей, 5,5 тыс. рублей и 6,1 тыс. рублей соответственно.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Венгрии и социальной пенсии гражданам Венгрии составят в 2021 - 2023 годах 1 062,034 тыс. рублей (67 тыс. рублей в месяц), 1 689,385 тыс. рублей и 2 153,679 тыс. рублей соответственно.
Предполагается, что указанные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мероприятий Федерального закона в части пенсионного законодательства будут осуществлены в пределах общего объёма расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием гражданам Венгрии, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2021 - 2023 годах не превысят 23,1 тыс. рублей, 24,5 тыс. рублей и 26 тыс. рублей соответственно.
Предполагается, что указанные расходы Фонда социального страхования Российской Федерации на реализацию мероприятий Федерального закона в части законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут осуществлены в пределах общего объёма расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, направляемых на выплату пособий (страховых выплат) по данному виду обязательного социального страхования.
В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации указанные страховые выплаты гражданам Венгрии не осуществляет.
Согласно его статье 29 Договор подлежит ратификации и вступает в силу на первый день второго месяца, следующего за датой получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами процедур, необходимых для его вступления в силу.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся определения права на пенсию, исчисления размера пенсии и выплаты пенсии, установления социальной доплаты к пенсии, содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, кроме того предметом Договора являются основные права человека и гражданина, а также поскольку Стороны условились о последующей ратификации Договора (статья 29).
Ратификация Договора не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Положения Договора соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иным международным обязательствам Российской Федерации.
Ратификация Договора будет способствовать развитию и укреплению сотрудничества между Российской Федерацией и Венгрией, реализации прав граждан Российской Федерации и граждан Венгрии на получение социального обеспечения и повышению их социальной защищенности.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.