Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 сентября 2020 г. N 5.1-01/2090
на проект федерального закона N 953961-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 16 сентября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 953961-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 11 мая 2020 года.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 32-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 32-П), которое предписывает законодателю, основываясь на изложенных в данном постановлении правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, внести в правовое регулирование отношений по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимые изменения.
Во исполнение Постановления N 32-П Федеральным законом изменяются редакции подпункта 6.1 статьи 78 и абзаца третьего пункта 1.1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), определяющих порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм страховых взносов. В частности, Федеральным законом предусматривается, что сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату только в том случае, если по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации указанная сумма учтена в системе обязательного пенсионного страхования в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате указанной суммы назначена страховая пенсия.
Помимо этого, признается утратившим силу абзац второй пункта 9 статьи 45 Налогового кодекса, запрещающий производить уточнение платежа по страховым взносам в случаях, когда сумма платежа учтена в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Предусмотренный статьей 2 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.