Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1027745-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 23 сентября 2020 г. (по базовому варианту).
Составление бюджета Фонда осуществлено на основании актуализированных параметров.
Наименование показателей |
Прогноз |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. рублей |
прогноз от 27 августа 2019 г. |
25 909 |
27 591 |
29 545 |
31 699 |
прогноз от 23 сентября 2020 г. |
26 055 |
27 890 |
29 815 |
31 904 |
|
отклонение |
+146 |
+299 |
+270 |
+205 |
|
прогноз от 27 августа 2019 г. |
1,030 |
1,040 |
1,040 |
1,040 |
|
прогноз от 23 сентября 2020 г. |
1,038 |
1,037 |
1,040 |
1,040 |
|
отклонение |
+0,008 |
-0,003 |
0 |
0 |
|
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы, % |
прогноз от 27 августа 2019 г. |
105,4 |
106,1 |
106,5 |
106,6 |
прогноз от 23 сентября 2020 г. |
104,7 |
105,9 |
106,2 |
106,7 |
|
отклонение |
-0,7 пп |
-0,2 пп |
-0,3 пп |
0,1 пп |
Фонд заработной платы в прогнозе от 23 сентября 2020 г. увеличился в 2021 году на 299 млрд. рублей, в 2022 году - на 270 млрд. рублей, в 2023 году - на 205 млрд. рублей по сравнению с прогнозом, положенным в основу бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы, от 27 августа 2019 г.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 г. в количестве 145,5 млн. человек, в том числе работающего населения - 65,1 млн. человек - неработающего населения - 80,4 млн. человек.
По сравнению с 1 января 2019 г. общая численность застрахованных лиц уменьшилась на 607,0 тыс. человек (на 0,4%), в том числе работающего населения сократилась на 938,9 тыс. человек (на 1,4%), неработающего населения увеличилась на 331,9 тыс. человек (на 0,4%).
Численность детей от 0 до 15 лет и лиц трудоспособного возраста выросла, соответственно, на 19,6 тыс. человек (на 0,1%) и на 827,3 тыс. человек (на 1,0%), численность лиц старше трудоспособного возраста снизилась на 1 453,9 тыс. человек (на 3,8%).
Рост численности лиц трудоспособного возраста вызван изменениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", внесенными Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", предусматривающими увеличение возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по старости.
Уменьшились показатели для расчета страховых взносов за работающее население, проектируемые главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой: коэффициент собираемости в расчетах принят на уровне 0,9966, коэффициент корректировки фонда заработной платы - 1,026, тогда как в бюджете на 2020 - 2022 годы эти показатели составляли соответственно 0,9977 и 1,032.
С учетом новых параметров основные характеристики бюджета Фонда представлены следующими данными:
млн. руб. | ||||
Показатели |
2020 год (утверждено) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Остатки на начало года |
14 561,2 |
13 073,2 |
1 498,5 |
35,5 |
Всего доходов |
2 367 232,5 |
2 533 798,5 |
2 656 525,1 |
2 798 771,0 |
Всего расходов |
2 368 610,9 |
2 545 373,2 |
2 657 988,1 |
2 798 771,4 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1 378,4 |
-11 574,7 |
-1 463,0 |
-0,5 |
Остатки на конец года |
13 182,8 |
1 498,5 |
35,5 |
35,0 |
Бюджет Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов спрогнозирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Об основах обязательного социального страхования" следует читать "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2021 год в сумме 2 533,8 млрд. рублей, на 2022 год - 2 656,5 млрд. рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд. рублей.
млн. руб. | ||||
Показатели |
2020 год (утверждено) |
2021 год |
2022 год |
2023 год проект |
Всего доходов, в том числе: |
2 367 232,5 |
2 533 798,5 |
2 656 525,1 |
2 798 771,0 |
Страховые взносы на ОМС, из них: |
2 119 928,7 |
2 236 991,3 |
2 359 138,5 |
2 499 246,1 |
на ОМС работающего населения |
1 376 083,9 |
1 453 656,8 |
1 544 365,9 |
1 651 723,7 |
на ОМС неработающего населения |
743 844,8 |
783 334,5 |
814 772,7 |
847 522,4 |
Налоговые доходы |
561,7 |
3 733,9 |
3 874,2 |
4 028,0 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
246 742,1 |
293 073,3 |
293 512,4 |
295 496,9 |
По доходам бюджета Фонда отмечается положительная динамика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и налоговым доходам. В 2021 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 120,2 млрд. рублей (на 5,7%), в 2022 году - на 122,3 млрд. рублей (на 5,5%), в 2023 году - на 140,3 млрд. рублей (на 5,9%).
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится в 2021 году 88,3%, в 2022 году - 88,8%, в 2023 году - 89,3%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2021 год в сумме 2 237,0 млрд. рублей, на 2022 год - 2 359,1 млрд. рублей, на 2023 год - 2 499,2 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2019 г. N ММВ-7-1/439@, исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год в размере 27 890 млрд. рублей, на 2022 год - 29 815 млрд. рублей, на 2023 год - 31 904 млрд. рублей. Для расчета поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2019 год по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2021 год в сумме 1 453,7 млрд. рублей, на 2022 год - 1 544,4 млрд. рублей, на 2023 год - 1 651,7 млрд. рублей.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2021 - 2023 годах рассчитан по тарифу 5,1 процента. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2021 году в сумме 1 419,5 млрд. рублей, в 2022 году - 1 517,5 млрд. рублей, в 2023 году - 1 623,8 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2021 году в сумме 611,5 млн. рублей, в 2022 году - 653,7 млн. рублей, в 2023 году - 699,5 млн. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2019 год (3,8 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составляет в 2021 году 8 426 рублей, в 2022 году - 8 766 рублей, в 2023 году - 9 119 рублей с учетом роста на индекс потребительских цен (1,04). Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2021 году в сумме 27,0 млрд. рублей, в 2022 году - 28,1 млрд. рублей, в 2023 году - 29,3 млрд. рублей.
В связи с отсрочкой уплаты страховых взносов на ОМС работающего населения, предоставленной субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированным некоммерческим организациям в 2020 году в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" на 2021 году планируется поступление страховых взносов в сумме - 8,3 млрд. рублей.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2020 г. 80,4 млн. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2021 - 2023 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в следующих объемах: на 2021 год в сумме 783,3 млрд. рублей, на 2022 год - 814,8 млрд. рублей, на 2023 год - 847,5 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,196, 1,244, 1,294).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В бюджете Фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2021 год в размере 293,1 млрд. рублей, на 2022 год - 293,5 млрд. рублей, на 2023 год - 295,5 млрд. рублей, распределение которых характеризуется следующими данными:
млн. руб. | ||||
Показатели |
2020 год (утверждено) |
2021 год |
2022 год |
2023 год проект |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: |
246 742,1 |
293 073,3 |
293 512,4 |
295 496,9 |
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
11 956,2 |
35 475,0 |
37 924,1 |
40 581,0 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
120 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
114 760,1 |
117 558,9 |
115 588,2 |
114 915,8 |
на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым |
25,8 |
39,4 |
0,0 |
0,0 |
В бюджет Фонда предоставляются традиционные виды трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.
Расчет выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения произведен в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы по форме N 8-СВ о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф; для плательщиков, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства - исходя из базы для начисления указанных страховых взносов, представленной ФНС России по данным расчетов по страховым взносам, представляемых страхователями в налоговые органы в соответствии пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации и средневзвешенного тарифа страховых взносов в размере 5,04%.
Другие налоговые поступления
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2021 год в сумме 3,7 млрд. рублей, на 2022 год - 3,9 млрд. рублей, на 2023 год - 4,0 млрд. рублей, объем которых подтвержден главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов должны обеспечивать цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2 545,4 млрд. рублей, на 2022 год - 2 658,0 млрд. рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд. рублей.
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными:
млн. руб. | ||||
Показатели |
2020 год (утверждено) |
2021 год |
2022 год |
2023 год проект |
Всего расходов, в том числе: |
2 368 610,9 |
2 545 373,2 |
2 657 988,1 |
2 798 771,4 |
Финансовое обеспечение базовой программы ОМС |
2 225 430,0 |
2 276 824,5 |
2 384 428,2 |
2 518 963,2 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
103 092,0 |
109 690,3 |
108 190,3 |
108 190,3 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) |
16 668,2 |
13 326,0 |
12 855,3 |
12 182,9 |
Изготовление полисов ОМС |
1 325,4 |
1 325,4 |
1 325,4 |
1 325,4 |
Нормированный страховой запас |
21 058,4 |
143 289,1 |
150 229,2 |
157 144,0 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда, всего |
1 036,9 |
918,0 |
959,7 |
965,7 |
Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится около 89,4%.
В бюджете Фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации в размере: на 2021 год - 2 276,8 млрд. рублей, на 2022 год - 2 384,4 млрд. рублей, на 2023 год - 2 519,0 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2021 году составит 51,4 млрд. рублей, или 2,3%, в 2022 году - 107,6 млрд. рублей (4,7%), в 2023 году - 134,6 млрд. рублей (5,6%).
На 2021 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе численности застрахованных лиц, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Размер субвенции определен с учетом:
- сохранения соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597;
- увеличения заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022 и 2023 годов, прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2021 - на 3,7%, в 2022 и 2023 годах - по 4% ежегодно;
- финансового обеспечения оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
Учитывая необходимость достижения показателей национального проекта "Здравоохранение" в рамках реализации базовой программы ОМС предусматривается увеличение объемов помощи в части проведения профилактических осмотров и диспансеризации населения, а также увеличение объемов дорогостоящих исследований, проводимых в целях выявления заболеваний на ранних стадиях, включения в базовую программу проведения тестирования пациентов, в том числе перед госпитализацией на COVID, а также незначительное, но необходимое увеличение нормативов финансового обеспечения скорой медицинской помощи.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2021 год в сумме 109,7 млрд. рублей, на 2022 - 2023 годы - по 108,2 млрд. рублей ежегодно.
В рамках демографической политики в 2021 - 2023 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2021 году - 13,3 млрд. рублей, в 2022 году - 12,9 млрд. рублей, в 2023 году - 12,2 млрд. рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости. Стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на уровне 2020 года - по 1,3 млрд. рублей ежегодно.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2021 год в сумме 143,3 млрд. рублей, на 2022 год - 150,2 млрд. рублей, 2023 год - 157,1 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться:
- в целях устранения кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в первичном звене на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204);
- на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (в соответствии с поручениями Правительства Российской федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355, от 26.04.2019 N ТГ-П12-3549);
- на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
- на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
- на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
Кроме того, в целях обеспечения доступности медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, гарантированного объема медицинской помощи и их финансирования, начиная с 2021 года, в составе нормированного страхового запаса Фонда предусматривается выделение в базовой программе объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного и круглосуточного стационара федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также их финансовое обеспечение в сумме 119,4 млрд. рублей на 2021 год, 125,4 млрд. рублей на 2022 год, 131,7 млрд. рублей на 2023 год. В расчетах учтены объемы медицинской помощи, оказываемые федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2019 году.
Доля расходов, направляемых федеральным государственным учреждениям, в общих расходах на реализацию базовой программы ОМС составляет 5%.
В целях реализации указанного предложения подготовлен проект федерального закона, который вносится одновременно с проектом федерального закона о бюджете Фонда. Данные меры позволят обеспечить стабильность работы федеральных государственных учреждений и обеспечить оказание ими сложных видов медицинской помощи, при этом субъекты Российской Федерации могут направлять в эти учреждения своих застрахованных в установленном порядке без оплаты.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2021 год в сумме 0,9 млрд. рублей, на 2022 - 2023 годы в сумме 1,0 млрд. рублей. Расходы на указанные цели в 2021 - 2023 годах составят 0,03% от общих расходов бюджета Фонда.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 23 сентября 2020 г.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2021 год в сумме 2 533,8 млрд. рублей, на 2022 год - 2 656,5 млрд. рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2021 году - 140,0 млрд. рублей, в 2022 году - 140,0 млрд. рублей, в 2023 году - 140,0 млрд. рублей;
- на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2021 год - 117,6 млрд. рублей, на 2022 год - 115,6 млрд. рублей, на 2023 год - 114,9 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов: в 2021 году - 35,5 млрд. рублей, в 2022 году - 37,9 млрд. рублей, в 2023 году - 40,6 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами: в 2021 году - 39,4 млн. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 2 545,4 млрд. рублей, на 2022 год -2 658,0 млрд. рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд. рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрена субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС: на 2021 год - 2 276,8 млрд. рублей, на 2022 год - 2 384,4 млрд. рублей, на 2023 год - 2 519,0 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2021 году 109,7 млрд. рублей, в 2022 году - 108,2 млрд. рублей, в 2023 году - 108,2 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2021 год в сумме 13,3 млрд. рублей, на 2022 год в сумме 12,9 млрд. рублей, на 2023 год - 12,2 млрд. рублей, с учетом стоимости родового сертификата 12,0 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2021 - 2023 годы в сумме 1,3 млрд. рублей ежегодно.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса 2021 год в сумме 143,3 млрд. рублей, на 2022 год - 150,2 млрд. рублей, 2023 год - 157,1 млрд. рублей, в том числе для предоставления средств федеральным государственным учреждениям на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, на 2021 год - 119,4 млрд. рублей, на 2022 год - 125,4 млрд. рублей, на 2023 год - 131,7 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2021 год - 0,9 млрд. рублей, на 2022 год в сумме 1,0 млрд. рублей, на 2023 год - 1,0 млрд. рублей.
Бюджет Фонда сбалансирован в 2021 - 2023 годах за счет переходящих остатков.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 6 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" |
Повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.