Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 октября 2015 г. N Пр-2083.
Государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является составной частью национальной безопасности и общегосударственной системы обеспечения химической и продовольственной безопасности страны.
Применение пестицидов и агрохимикатов является важнейшей составляющей технологии производства продукции растениеводства. В настоящее время в Российской Федерации в сельскохозяйственном производстве ежегодно применяется, по разным оценкам, от 65 тыс. до 156 тыс. тонн химических средств защиты растений (пестицидов) в физическом весе и более 3 млн. тонн удобрений (агрохимикатов) в пересчете на действующее вещество на общей площади более 70 млн. гектаров.
До 1 августа 2011 г. контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве осуществлялся Россельхознадзором.
В связи со вступлением 1 августа 2011 г. в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" действующая в настоящее время редакция статьи 15 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N 109-ФЗ) не предусматривает полномочия Россельхознадзора и других федеральных надзорных органов в указанной сфере оборота пестицидов и агрохимикатов.
Россельхознадзор не осуществляет следующие полномочия:
надзор за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (дозировка, кратность применения);
контроль за соответствием произведенных и ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов свойствам образцов, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к применению на территории Российской Федерации;
пресечение оборота пестицидов и агрохимикатов, запрещенных к применению на территории Российской Федерации, в том числе контрафактных и фальсифицированных;
надзор за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов;
надзор за утилизацией пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, за ликвидацией несанкционированных свалок и захоронений на землях сельскохозяйственного назначения.
В международной практике контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляется государственными органами, отвечающими за государственное управление в сфере сельскохозяйственного производства. В США, Европейском союзе, странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) деятельность, связанная с оборотом пестицидов, строго регламентирована.
В статье 5 Международного кодекса поведения в области распределения и использования пестицидов (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 2012 год) указывается, что всеобъемлющее законодательство по контролю за качеством пестицидов (включая пестициды микробного происхождения) является одним из самых важных условий для обеспечения реализации пестицидов приемлемого качества.
В статье 5.2 данного Кодекса отмечается, что орган, ответственный за контроль над пестицидами, должен быть непосредственно указан в соответствующем отраслевом законе.
В специально созданных контрольно-токсикологических лабораториях Россельхознадзора ежегодно проводилось около 14 тыс. исследований пестицидов, агрохимикатов и продукции растительного происхождения. В 2010 году было проверено 36 тыс. тонн пестицидов и агрохимикатов. При этом 464 тонны пестицидов и 3,5 тыс. тонн агрохимикатов оказались фальсифицированными. В настоящее время на федеральном уровне в Российской Федерации такие исследования не проводятся.
Россельхознадзор ежегодно предотвращал оборот около 3,5 тыс. тонн пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации. За период с 2004 по 2011 год Россельхознадзором было выявлено 136 несанкционированных захоронений запрещенных к применению или пришедших в негодность пестицидов общим объемом около 30 тыс. тонн. По инициативе Россельхознадзора в 52 субъектах Российской Федерации были приняты специальные региональные программы по ликвидации таких свалок.
Ежегодно на специализированных полигонах утилизировалось 3 тыс. - 4 тыс. тонн пестицидов.
В результате осуществления надзорной деятельности Россельхознадзора в указанный период количество случаев выявления запрещенных, контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов сократилось с 928 в 2006 году до 275 в 2010 году.
Как заключительный этап надзора за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов ежегодно проверялась безопасность 12 млн. - 15 млн. тонн продукции растительного происхождения. В 2008 - 2010 годах было выявлено до 1,5 тыс. партий опасной продукции, из них более 1,1 тыс. партий - импортной.
Превышение максимально допустимых уровней действующих веществ пестицидов в сельскохозяйственной продукции растительного происхождения является прямым следствием нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, допущенных при ее производстве и (или) хранении (завышение норм и кратности применения, нарушение срока ожидания и другие).
Соблюдение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, разработанных в рамках их регистрационных испытаний, обеспечивает их безопасность для здоровья людей и окружающей среды, в том числе при использовании авиационного метода. Нарушения указанных регламентов влекут за собой негативные последствия для здоровья людей и окружающей среды, а также снижение урожайности сельскохозяйственных культур и плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", установлены требования безопасности к пестицидам и агрохимикатам, контроль исполнения которых в Российской Федерации не осуществляется.
Проверка выполнения указанных требований в настоящее время также не осуществляется. В настоящее время около 500 производителей средств защиты растений и агрохимикатов и 150 тыс. - 200 тыс. сельхозтоваропроизводителей бесконтрольно осуществляют оборот пестицидов и агрохимикатов.
При этом в Минсельхоз России и в Россельхознадзор регулярно поступают обращения по вопросам нанесения вреда здоровью граждан, домашних животных, личным подсобным хозяйствам, источникам воды вследствие бесконтрольного применения пестицидов.
Законопроектом предусматривается внесение в статьи 14, 15 и 26 Закона N 109-ФЗ изменений, направленных на совершенствование государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами путем установления обязательных требований в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также на регулирование осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и при ввозе в Российскую Федерацию.
Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению Положения о государственном контроле (надзоре) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (далее - Положение). Положением предполагается разграничение полномочий федеральных контрольно-надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Новой редакцией статьи 14 Закона N 109-ФЗ предлагается установить, что обязательные требования к безопасности пестицидов и агрохимикатов, процессам их применения, правилам и формам оценки их соответствия этим обязательным требованиям устанавливаются международными договорами Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Положением будет также предусмотрено, что государственный надзор осуществляется при производстве пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации, их ввозе в Российскую Федерацию, хранении, реализации, применении, обезвреживании и утилизации.
Законопроектом предусмотрено определение Правительством Российской Федерации специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые будут ввозиться пестициды и агрохимикаты.
Новой редакцией статьи 26 Закона N 109-ФЗ предлагается установить, что международное сотрудничество Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в соответствии с договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также установить перечень мероприятий, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в рамках международного сотрудничества.
Проектируемая статья 15.2 Закона N 109-ФЗ предусматривает внесение в информационную систему прослеживаемости оборота пестицидов и агрохимикатов сведений о них, а также об операциях, связанных с их оборотом.
В соответствии со статьей 14 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29 мая 2019 г.), на постоянной основе механизм прослеживаемости начинает функционировать в соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета, в связи с этим положения проектируемой статьи 15.2 требуют отлагательного срока вступления в силу.
Принятие законопроекта и предусматриваемых им подзаконных актов Правительства Российской Федерации позволит обеспечить соблюдение установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключить негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду при применении пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве.
Административная ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (санкции в виде штрафов, приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Влияние предлагаемого решения на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки с момента принятия проекта федерального закона |
Краткое описание правового акта (цель, предмет, содержание) |
Исполнители |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" |
проектируемая часть 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
установление Порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Минприроды России, ФТС России, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327" |
проектируемая статья 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
установление полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в связи с введением государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Россельхознадзор |
3. |
Проект приказа Россельхознадзора "О создании информационной системы прослеживаемости оборота пестицидов и агрохимикатов" |
проектируемая статья 15.2 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
установление факта создания информационной системы прослеживаемости оборота пестицидов и агрохимикатов и порядка внесения сведений в нее |
Россельхознадзор (ответственный), Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФТС России |
4. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для ввоза в Российскую Федерацию пестицидов и агрохимикатов" |
проектируемая статья 21.1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
определение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых контроль (надзор) пестицидов и агрохимикатов осуществляется должностными лицами таможенных органов |
Минсельхоз России (ответственный), ФТС России, Россельхознадзор |
5. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной таможенной службе" |
проектируемая статья 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
установление полномочия Федеральной таможенной службы в связи с введением государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами |
Минфин России (ответственный), ФТС России, Минсельхоз России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.