Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1036457-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиление контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1036457-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиление контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" (далее - законопроект) подготовлен в целях усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении выплат страховой и накопительной пенсий.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Документом, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство, выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства действительного вида на жительство является необходимым условием для реализации ими права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации.

С 1 ноября 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство" вид на жительство выдается без ограничения срока действия (за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи).

Пунктом 4 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено прекращение выплаты страховой пенсии в случае непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство.

При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 115-ФЗ вид на жительство, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства, может быть аннулирован в случаях, предусмотренных указанной статьей.

В целях контроля за выплатой страховой пенсии в условиях нового законодательства в сфере миграции предлагается уточнить соответствующие положения Федерального закона N 400-ФЗ в части прекращения выплаты страховой пенсии в связи с аннулированием вида на жительство.

Аналогичные положения предусматриваются законопроектом в отношении прекращения выплаты страховой пенсии в связи истечением срока действия удостоверения беженца.

Согласно законопроекту сведения об аннулировании вида на жительство иностранным гражданам или лицам без гражданства, об истечении срока действия удостоверения беженца, являющиеся юридически значимыми для своевременного восстановления или прекращения выплаты пенсий и иных социальных выплат, а также для осуществления контроля за целевым расходованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных для выплаты пенсий, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, получает из единого федерального информационного регистра о населении, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 168-ФЗ).

В связи с вступлением в силу положений Федерального закона N 168-ФЗ, регулирующих порядок формирования и ведение федерального регистра сведений о населении, получение таких сведений возможно с 1 января 2023 г.

В целях контроля за выплатой накопительной пенсии аналогичные нормы предлагается предусмотреть в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий"

 

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

 

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии" в части усиления контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий" потребуется принятие приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н".

Основание - статьи 1 и 2 проекта федерального закона.

Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после вступления в силу соответствующих положений проекта федерального закона.

Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.

Цель принятия данного приказа и краткое описание: совершенствование контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий в условиях нового законодательства в сфере миграции, предусматривающего изменения в части порядка выдачи иностранным гражданам или лицам без гражданства вида на жительство, аннулирования вида на жительство, а также истечения срока действия удостоверения беженца, являющиеся юридически значимыми для своевременного прекращения выплаты пенсий (иных социальных выплат) и осуществления контроля за целевым расходованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.