Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 октября 2020 г. N 5.1-01/2361
на проект федерального закона N 992383-7 "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами", принятому Государственной Думой 13 октября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 21 июля 2020 года (N 992383-7).
Ратифицируемой Конвенцией от 7 июня 1968 года, заключённой государствами-членами Совета Европы, и подписанной от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 22 января 2016 года, упрощается порядок признания документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами государств-участников Конвенции, путём отмены требования о необходимости их легализации в соответствии с национальным законодательством.
Конвенция вступила в силу 14 августа 1970 года, в настоящее время в ней участвует 24 государства.
Для целей Конвенции, согласно её статье 1, понятие "легализация" означает только формальную процедуру, используемую для удостоверения подлинности подписи на документе, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности печати или штампа, которыми скреплён этот документ.
В соответствии со статьёй 2 Конвенции она распространяется на документы, которые были совершены дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами Договаривающейся Стороны (далее - Сторона), и которые должны быть представлены на территории другой Стороны либо дипломатическим агентам или консульским должностным лицам другой Стороны, осуществляющим свои функции на территории государства, не являющегося участником Конвенции.
Конвенцией устанавливается обязательство Стороны освобождать от легализации документы, на которые она распространяется, и обеспечить, чтобы её государственные органы не осуществляли легализацию в предусмотренных Конвенцией случаях. Вместе с тем Сторона вправе проверить подлинность представленных лицом документов, что не влечёт уплаты пошлин и сборов (статьи 3 и 4).
В соответствии со статьёй 5 Конвенции в отношениях между Сторонами она имеет преимущественную силу над положениями международных договоров, предусматривающих легализацию документов.
В статье 9 Конвенции содержится условие о её бессрочном действии, при этом Сторона может денонсировать Конвенцию путём направления письменного уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, которое вступает в силу по истечении шести месяцев с даты получения Генеральным секретарём Совета Европы соответствующего уведомления.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в отношении отмены необходимости легализации иностранных официальных документов содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, в частности, Федеральным законом "Консульский устав Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 27 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.