Досье на проект федерального закона
I. Особенности действующего законодательства об отборе банков 1 при доступе к публичным ресурсам
Анализ действующих норм федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих правоотношения по отбору кредитных организаций при доступе к публичным ресурсам, либо ресурсам, утрата которых может вызвать негативные социальные последствия (далее - публичные ресурсы), выявил следующие обстоятельства: весь объем требований, который сегодня предъявляется кредитным организациям в рамках указанных правоотношений, можно разделить на несколько групп.
1. Положения, свидетельствующие, или, по мнению законодателя 2, способные свидетельствовать о финансовой надежности банка. К ним, как правило, относятся следующие требования: к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций; к участию в системе страхования вкладов; к отсутствию действующих предписаний со стороны регулятора; к выполнению экономических нормативов; к нахождению под прямым или косвенным контролем Правительства Российской Федерации или Банка России; иные требования такого же рода.
2. Требования общего характера, не связанные с подтверждением финансовой надежности кредитной организации, например: наличие лицензии на осуществление банковских операций; существование на рынке не менее определенного времени; участие в определенного вида бизнес-проектах; иные подобного рода критерии.
3. Требования, которые прямо не относятся к кредитным организациям, а связаны с условиями договоров, которые заключаются ими с соответствующими юридическими лицами.
Таким образом, несмотря на то, что смысл предъявления требований к кредитным организациям состоит в том, чтобы публичные ресурсы размещались только в финансово надежных институтах, законы и подзаконные акты содержат большое количество условий, прямо не относящихся к подтверждению данного факта. В приведенной классификации это вторая и третья группа требований.
С точки зрения способов предъявления требований к банкам можно выделить несколько методологических приемов, отраженных в нормативном материале.
1. Законодатель в качестве главного принципа доступа к соответствующим ресурсам устанавливает размер капитала и/или уровень рейтинга. На практике это означает, что главным принципом оказывается уровень капитала, а уровень рейтинга является дополнительным, поскольку практически не существует ни одного акта, где рейтинг указан в качестве основного принципа доступа к публичным ресурсам.
2. Основным принципом является участие банка в системе страхования вкладов, а уровень рейтинга является дополнительным обстоятельством, часто наряду с другими требованиями.
3. Наконец, анализ показывает, что специальный доступ к ресурсам может быть установлен на основе принципов, которые вообще не связаны с уровнем капитала или рейтинга. Например: прямой или косвенный контроль Правительства Российской Федерации или Банка России над кредитными организациями; наличие процедур санации, осуществляемых в отношении кредитных организаций регулятором или ГК АСВ; введение по отношению к кредитным организациям международных санкций.
Таким образом, главным принципом правового регулирования доступа кредитных организаций к публичным ресурсам в действующем законодательстве является множественность каналов доступа, организованных на основе разных критериев.
II. Цель законопроекта
Целью правового регулирования данных отношений является обеспечение для кредитных организаций доступа к публичным ресурсам исключительно на основании имеющегося у него кредитного рейтинга.
III. Предмет регулирования законопроекта
Предметом правового регулирования проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" (далее - Законопроект) являются отношения, связанные с установлением единого требования к кредитным организациям, участвующим в отборе на право использования публичных ресурсов, в качестве которого определяется уровень кредитного рейтинга, присвоенный им по национальной рейтинговой шкале.
Кредитный рейтинг является наиболее интегральным показателем финансовой надежности банка, который уже включает в себя все те показатели, которые в разной форме использует действующее законодательство для оценки его финансового положения: объем капитала; наличие мер надзорного реагирования со стороны регулятора; любые формы поддержки со стороны государства; участие в системе страхования вкладов; значения экономических нормативов; иные показатели, которые влияют на способность кредитной организации отвечать по своим обязательствам.
Таким образом, уровень кредитного рейтинга банка определяется Законопроектом в качестве обязательного критерия доступа к ресурсам, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации (Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации).
IV. Технические особенности регулирования
Проектируемая норма, которая в разной форме применяется во всех федеральных законах, куда вносятся изменения, предполагает, что Правительство Российской Федерации, Банк России, Министерство финансов Российской Федерации наделяются правом (или обязанностью) своими актами устанавливать уровень кредитного рейтинга, которому должен соответствовать кредитный рейтинг кредитной организации, чтобы иметь доступ к соответствующим ресурсам. При этом Законопроектом предоставляется право указанным органам устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определять случаи, в которых указанные требования не применяются.
Предлагаемое регулирование не ограничивает Правительство Российской Федерации, Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в установлении особых требований к условиям договоров, которые заключатся между банками и соответствующими юридическим лицами, если такая необходимость будет иметь место.
Кроме того, авторы законопроекта при подготовке изменений законодательства следовали построению норм, принятому в изменяемом законодательстве. Основным принципом регулирования было минимальное вмешательство во все другие правоотношения, которые не затрагиваются целью законопроекта. Этот же принцип сохраняется и при употреблении юридических понятий, например, по тексту законопроекта используется как определение "кредитная организация", так и "банк", в зависимости от используемой терминологии федерального закона, в который вносится изменение.
V. Структура законопроекта и постатейные изменения
Законопроект состоит из трёх условных блоков:
1) изменения в федеральные законы, регламентирующие деятельность государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний, хозяйственных обществ, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;
2) изменения в федеральные законы, регулирующие правовые основы отдельных видов деятельности, в которых предусматриваются процедуры отбора банков;
3) изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ).
Постатейные комментарии
1. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) в части 4 статьи 14 определяет обязанность Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) устанавливать требования к кредитным организациям, в которых Агентство по страхованию вкладов вправе открывать банковские и иные счета и с которыми Агентство по страхованию вкладов вправе заключать договоры банковского вклада (депозита). При установлении требований Правительство РФ устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации и уровню кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале. Помимо прочего, Закон о страховании вкладов наделяет Правительство РФ правом устанавливать лимиты размещения средств Агентством по страхованию вкладов в кредитной организации в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале.
В подзаконный акте, устанавливающем требования к кредитным организациям в целях реализации настоящей нормы, - Постановлении Правительства РФ от 10.07.2018 N 806 "Об утверждении требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Государственная компания "Российские автомобильные дороги" и публично-правовые компании вправе открывать банковские и иные счета и с которыми эти государственные корпорации, государственная компания и публично-правовые компании вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), и внесении изменений в Правила инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании" (далее - Постановление от 10.07.2018 N 806) указано, что кредитные организации на территории Российской Федерации, в которых Агентство по страхованию вкладов и иные указанные выше организации вправе открывать банковские и иные счета и с которыми они вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), должны соответствовать критериям, установленным пунктом 11 Правил инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1080 "Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании".
В Постановлении Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080 "Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании" установлены следующие критерии для кредитных организаций:
1) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд. рублей, рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
2) наличие в договоре, на основании которого временно свободные средства государственной корпорации, государственной компании инвестируются в депозиты, условий, в соответствии с которыми в случае досрочного расторжения государственной корпорацией, государственной компанией указанного договора в связи с тем, что кредитная организация перестала удовлетворять установленным требованиям, кредитная организация по требованию государственной корпорации, государственной компании в установленный договором срок возвращает государственной корпорации, государственной компании сумму депозита и проценты по нему, начисленные исходя из процентной ставки, определенной договором, и срока фактического действия договора;
3) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
4) отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании;
5) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (далее - кредитное рейтинговое агентство АКРА), и (или) не ниже уровня "ruА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" (далее - кредитное рейтинговое агентство "Эксперт РА");
6) раскрытие кредитной организацией, а также всеми кредитными организациями, входящими в одну с ней банковскую группу, информации о своей деятельности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), а также представление кредитной организацией в Центральный банк Российской Федерации отчетности и информации в соответствии со статьей 43 указанного Федерального закона для последующего раскрытия Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций, в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По состоянию на 01.09.2020 шестьдесят шесть банков соответствуют вышеуказанным требованиям.
В связи с тем, что размер собственных средств (капитала) кредитной организации и иные предъявляемые требования учитываются при присвоении кредитного рейтинга, законопроектом предлагается заменить вышеизложенные требования Правительства РФ на основное требование к уровню кредитного рейтинга кредитной организации по национальной рейтинговой шкале с предоставлением правительству РФ права определить случаи, в которых указанные требования не применяются. Кроме того, законопроектом предлагается установить, что Правительство РФ вправе установить лимиты размещения средств Агентством по страхованию вкладов в кредитной организации в процентах от величины собственных средств (капитала) кредитной организации в зависимости от уровня её кредитного рейтинга, присвоенного по национальной рейтинговой шкале.
2. Действующие положения части 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
3. Действующие положения части 3.1. статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
4. Действующие положения части 6 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
5. Действующие положения части 7 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
6. Действующие положения части 8 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
7. Действующие положения части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, а также предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным в комментариях к Закону о страховании вкладов.
8. Федеральный закон от 21.07.2014 N 21З-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 213-ФЗ) в части 1 статьи 2 устанавливает, что открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем (далее - хозяйственные общества), могут осуществлять только кредитные организации, имеющие собственные средства (капитал) в размере не менее установленного Правительством РФ, а также соответствующие дополнительным требованиям Правительства РФ, либо находящиеся под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации.
Кроме того, Закон 213-ФЗ содержит право Правительства РФ в отношении кредитных организаций, имеющих собственные средства (капитал) в достаточном размере, определять требования к ценным бумагам, которые вправе приобретать хозяйственные общества, а также установить лимиты размещения средств такими хозяйственными обществами в кредитных организациях в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации (часть 1.1. статьи 2). Закон 213-ФЗ также содержит норму, предоставляющую право устанавливать дополнительные требования Правительству РФ к кредитным организациям, находящимся под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации (часть 1.5 статьи 2). На Банк России, в свою очередь, возлагается обязанность ежемесячно не позднее 25-го рабочего дня после отчетной даты размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленных выше, с указанием информации о размере собственных средств (капитала) включенных в такой перечень кредитных организаций и об участии кредитных организаций в системе обязательного страхования вкладов.
Подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 20.06.2018 N 706 "Об утверждении требований (дополнительных требований) к кредитным организациям, в которых федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета и покрытые (депонированные) аккредитивы и с которыми такие федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита), и к ценным бумагам кредитных организаций, которые вправе приобретать такие федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" устанавливает требования к кредитным организациям:
1) размер собственных средств (капитала) кредитной организации составляет не менее 1 млрд. рублей и рассчитывается по методике Центрального банка Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату;
2) кредитная организация является участником системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
3) кредитная организация соответствует одному из следующих требований:
нахождение под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;
наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "BBB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА, и (или) не ниже уровня "ruВВВ-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством "Эксперт РА";
4) кредитная организация не применяет (у нее отсутствуют риски (угрозы) применения) ограничения по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, отдельных предприятий (организаций) в связи с применением к Российской Федерации мер санкционного воздействия. Кредитные организации, не соответствующие указанному требованию, определяются отдельным решением Правительства РФ, которое направляется в Центральный банк Российской Федерации.
Законопроектом предлагается Правительству РФ заменить вышеизложенные требования на требование к уровню кредитного рейтинга кредитной организации по национальной рейтинговой шкале, поскольку вышеперечисленные требования учитываются при присвоении кредитного рейтинга кредитной организации. Также Правительству РФ законопроектом предоставляется право определить случаи, в которых требования к уровню кредитного рейтинга не применяются, а также устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга.
Законопроектом уточняется порядок установления лимитов размещения средств такими хозяйственными обществами в кредитных организациях в процентах от величины собственных средств (капитала) кредитной организации в зависимости от уровня её кредитного рейтинга, присвоенного по национальной рейтинговой шкале.
В связи с передачей всех полномочий по установлению требований к кредитным организациям Правительству РФ, норма, устанавливающая право Правительства РФ дополнительно устанавливать требования к кредитным организациям, находящимся под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации (часть 1.5 статьи 2), законопроектом признается утратившей силу.
Кроме того, предлагается изменить норму о размещении перечня кредитных организаций Банком России (часть 3 статьи 2), установив, что Банк России размещает перечень кредитных организаций, которые соответствуют требованиям, установленным в комментируемой статье, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", исключив требование об указании данных о размере собственных средств (капитала) кредитных организаций и об участии их в системе обязательного страхования вкладов, так как эти критерии уже не предъявляются к кредитным организациям.
Часть 4 статьи 2, содержащую норму, согласно которой Банк России опубликовывает перечень кредитных организаций также и в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" предлагается признать утратившим силу, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 25 законопроекта Банк России обновляет перечни кредитных организаций не позже дня, следующего за днем, когда ему стало известно об осуществлении рейтинговым агентством рейтингового действия, влекущего за собой присвоение, изменение уровня или отзыв кредитного рейтинга (если иной порядок обновления не установлен федеральными законами). Таким образом, опубликованные в "Вестнике Банка России" перечни могут потерять свою актуальность вскоре после опубликования.
9. Действующие положения статьи 24.1 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", регулирующие открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, а также подзаконный акт, изданный во исполнение указанных положений, и предлагаемые законопроектом изменения аналогичны рассмотренным выше в комментариях к Закону 213-ФЗ.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает возможность Правительству РФ определить условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации (пункт 3.2 статьи 7.1) и государственной компании (пункт 9 статьи 7.2). В настоящее время Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080 "Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании", рассмотренное выше в комментариях к Закону о страховании вкладов, содержит различные требования к кредитным организациям в которых могут размещаться депозиты и денежные средства на счетах.
Согласно нормам законопроекта Правительство РФ в условиях инвестирования временно свободных средств государственной корпорации или компании определяет требования к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, которым должны соответствовать кредитные организации. Правительству РФ также предоставляется право устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
11. В Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) вносятся изменения в четыре статьи.
1) В статье 35 предлагается при установлении Правительством РФ требований к банкам и порядку их отбора для осуществления банковского сопровождения контрактов, определять уровень кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, которому должен соответствовать кредитный рейтинг банка. Правительство РФ также предлагается наделить правом устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
Необходимость внесения изменений основана на том, что в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Данный перечень сформирован таким образом, что включает в себя значительное количество банков (238 банка по состоянию на 1 августа 2020 года), в том числе и банки с низким уровнем кредитоспособности.
Разнообразные критерии, установленные действующей редакцией пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации и предъявляемые кредитным организациям (наличие лицензии и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет; наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей; соблюдение обязательных нормативов на все отчетные даты в течение последних шести месяцев; отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка) не отсекают финансово ненадежные банки, а также учитываются при присвоении кредитного рейтинга банкам в соответствии с методологиями действующих кредитных рейтинговых агентств.
2) Часть 10 статьи 44 и часть 5 статьи 84.1 определяют обязанность Правительства РФ устанавливать требования к банкам, в которых открываются специальные счета участниками закупок. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
В подзаконном акте - Постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 "О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены следующие требования:
а) кредитная организация является банком с универсальной лицензией;
б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее размера, установленного в соответствии с Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах";
в) соответствие банка одному из следующих требований:
наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 100 млрд. рублей и нахождение под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;
наличие кредитного рейтинга не ниже уровня, установленного в соответствии с Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах";
г) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
д) отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;
е) наличие в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронных площадок, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 указанного Федерального закона.
Законопроектом предлагается заменить все вышеизложенные требования Правительства РФ на требования к уровню кредитного рейтинга кредитной организации по национальной рейтинговой шкале, поскольку вышеперечисленные требования учитываются при присвоении рейтинга кредитной организации. Норма о том, что предъявляемые требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты сохраняется. При этом Правительству РФ предоставляется право устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
3) Статья 45 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ. При установлении указанных требований Правительство РФ устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга. Для реализации указанных положений принято Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов", предъявляющее разные требования к уровню кредитного рейтинга в зависимости от временного периода:
а) После 1 января 2022 года банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
- наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей;
- наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "ВВ-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".
б) С 1 января по 31 декабря 2020 г. банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
- наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей;
- наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня"В(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВ" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".
3 С 1 января по 31 декабря 2021 г. банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
- наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей;
- наличие у банка кредитного рейтинга не ниже"В+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВ+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".
Законопроектом предлагается исключить требование к размеру собственных средств (капитала), сохранив требование к уровню кредитного рейтинга, определив при этом, что Правительство РФ вправе устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
12. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" содержит отсылочную норму (часть 13 статьи 3.4), согласно которой при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок установления требований к банкам, в которых открываются специальные счета содержится в Законе о контрактной системе (части 10 статьи 44 и части 5 статьи 84.1). Во исполнение указанных положений Закона о контрактной системе Правительством РФ утверждены Требования к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 748). Требования данного подзаконного акта распространяются также и на банки, в которых участники конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства открывают специальные банковские счета.
При таком законодательном регулировании положения части 14 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливающие, что "требования к финансовой устойчивости банков (в том числе в части собственных средств (капитала), активов, доходности, ликвидности, структуры собственности), в которых участники конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства открывают специальные банковские счета, утверждаются Правительством Российской Федерации" излишни, так как дублируют положения Закона о контрактной системе.
Во избежание дублирования норм или их неоднозначного толкования, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 14 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
13. Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) содержит обязанность Правительства РФ устанавливать критерии к уполномоченным банкам в рамках данного закона.
Подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 18.06.2018 N 697 "Об утверждении критериев (требований), которым в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве должны соответствовать уполномоченные банки и банки, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве" содержит следующие критерии:
1) банк является банком с универсальной лицензией;
2) участие банка в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
3) неприменение банком ограничений по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, организаций (предприятий) в связи с применением к Российской Федерации мер санкционного воздействия, а также отсутствие рисков (угроз) применения ими таких ограничений. Банки, не соответствующие указанному критерию (требованию), определяются решением Правительства РФ, которое направляется в Центральный Банк Российской Федерации;
4) соответствие банка одному из следующих требований:
банк является организацией единого института развития в жилищной сфере, определенного Федеральным законом "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "BBB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА, и (или) не ниже уровня "ruВВВ-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством "Эксперт РА". Для банков с кредитным рейтингом ниже чем "А-" и до "ВВВ-" включительно лимит суммы задолженности по всем договорам о предоставлении целевых кредитов застройщикам на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости определяется в размере не более 20 процентов величины собственных средств (капитала) банка;
в отношении банка Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства и принято решение о гарантировании Центральным банком Российской Федерации непрерывности деятельности такого банка;
в отношении банка или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза. Указанные банки должны быть определены решением Правительства РФ, которое направляется в Центральный Банк Российской Федерации.
Перечень банков, соответствующих критериям, установленным указанным постановлением Правительства РФ, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве, по состоянию на 01.09.2020 насчитывает 94 банка.
Законопроектом, при определении понятия "уполномоченный банк", предлагается установить, что он должен соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале. При этом, предлагается дополнить данное изменение нормой о том, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
14. Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о публично-правовой компании) содержит обязанность Правительства РФ устанавливать требования к кредитным организациям, в которых учитываются денежные средства компенсационного фонда созданного за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств.
Подзаконный акт, принятый во исполнение указанного положения - Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1232 "Об утверждении требований к кредитной организации, в которой учитываются денежные средства компенсационного фонда, сформированного в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит следующие требования:
1) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 25 млрд. рублей, рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
2) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
3) соответствие кредитной организации одному из следующих условий:
кредитная организация находится под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;
наличие у кредитной организации одновременно кредитного рейтинга, не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и не ниже уровня "ruА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";
кредитная организация является организацией единого института развития в жилищной сфере, определенного Федеральным законом "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень кредитных организаций, соответствующих указанным требованиям по состоянию на 01.09.2020 состоит из 30 кредитных организаций.
Законопроектом предлагается установить, что счет компенсационного фонда может быть открыт в кредитной организации, удовлетворяющей требованиям, установленным Правительством РФ к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале. Также в законопроекте закрепляется право Правительства РФ устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
15. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" в пункте 3 статьи 14 предусматривает обязанность Правительства РФ утвердить порядок инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.
В подзаконном акте - Постановлении Правительства РФ от 27.01.2012 N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации", установлены следующие требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств страховых взносов:
1) соответствие кредитной организации требованиям, установленным пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
2) кредитная организация является банком с универсальной лицензией;
3) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд. рублей, рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
4) наличие у кредитной организации кредитного рейтинга не ниже уровня "A+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) "ruА+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";
5) раскрытие кредитной организацией, а также всеми кредитными организациями, входящими в одну с ней банковскую группу, информации о своей деятельности в соответствии со статьей 8 Закона о банках, а также представление кредитной организацией в Центральный банк Российской Федерации отчетности и информации в соответствии со статьей 43 указанного Федерального закона для последующего раскрытия Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций, в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По состоянию на 01.09.2020 перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям пункта 8 указанных Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, состоит из 42 банков.
Законопроектом устанавливается, что в подзаконном акте должны быть определены требования к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, которым должны соответствовать кредитные организации, осуществляющие инвестирование средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.
Правительство РФ также наделяется правом устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
16. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части 16 статьи 21 содержит обязанность Правительства РФ устанавливать требования к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий.
В подзаконном акте - Постановлении Правительства РФ от 11.06.2015 N 587 "О требованиях к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий" устанавливаются различные требования для разных кредитных организаций.
Кредитные организации, осуществляющие деятельность на территориях Республики Крым и (или) г. Севастополя, и (или) г. Байконура, должны соответствовать следующим требованиям:
а) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
б) срок деятельности кредитной организации с даты ее регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации не менее 5 лет.
Остальные кредитные организации должны удовлетворять требованиям, предусмотренным подпунктами "б", "м", "р" и "с" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 761 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной" валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях". Это:
1) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 25 млрд. рублей (рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации) по состоянию на последнюю отчетную дату;
2) соответствие кредитной организации одному из следующих требований:
нахождение под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;
одновременное наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "А-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА, и не ниже уровня "ruА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством "Эксперт РА";
3) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
4) раскрытие кредитной организацией, а также всеми кредитными организациями, входящими в одну с ней банковскую группу, информации о своей деятельности в соответствии со статьей 8 Закона о банках, а также представление кредитной организацией в Центральный банк Российской Федерации отчетности и информации в соответствии со статьей 43 указанного Федерального закона для последующего раскрытия Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций, в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Законопроектом предлагается как основное требование к кредитным организациям использовать наличие определенного уровня кредитного рейтинга кредитной организации по национальной рейтинговой шкале.
Предложенные законопроектом нормы допускают возможность установления Правительством РФ дифференцированных требований к кредитным организациям в зависимости от места осуществления ими деятельности (например, на территории Республики Крым, г. Севастополя или г. Байконура). При необходимости к указанным кредитным организациям могут быть установлены отличающиеся требования к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.
17. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о системе жилищного обеспечения военнослужащих) в части 1 статьи 23 устанавливает, что кредитные организации, которые осуществляют операции с денежными средствами при инвестировании накоплений для жилищного обеспечения и выплатах накоплений для жилищного обеспечения, должны отвечать требованиям, которые установлены законодательством Российской Федерации к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов.
Часть 2 статьи 23 Закона о системе жилищного обеспечения военнослужащих наделяет Правительство РФ правом устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, в которых размещаются накопления для жилищного обеспечения. Такие дополнительные требования установлены главой 2 Положения Банка России 01.03.2017 N 580-П "Положение об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии" (далее - Положение N 580-П):
1) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
2) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 миллиардов рублей по состоянию на последнюю отчетную дату;
3) наличие у кредитной организации присвоенного рейтинга не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России;
4) отсутствие запрета на привлечение кредитной организацией во вклады денежных средств физических лиц и на открытие счетов физических лиц, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";
5) размещение средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих на банковских депозитах и на счетах в кредитной организации осуществляется на основании договора, содержащего условие о его досрочном расторжении в связи с тем, что кредитная организация перестала соответствовать требованиям 1-4 Положения, в соответствии с которым такая кредитная организация обязана вернуть сумму депозита (остатка на счете) и проценты по нему, начисленные исходя из процентной ставки, определенной таким договором.
Законопроектом предлагается заменить установленные частью 1 статьи 23 Закона о системе жилищного обеспечения военнослужащих требования к банкам, на обязательное требование к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, которому должен соответствовать кредитный рейтинг кредитной организации. Необходимый уровень кредитного рейтинга устанавливается Правительством РФ.
Часть 2 статьи 23 Закона о системе жилищного обеспечения военнослужащих, позволяющую Правительству РФ устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, предлагается признать утратившей силу.
18. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) устанавливает обязанность Правительства РФ установить требования к кредитным организациям, в которых открывают отдельные банковские счета страховые медицинские организации для осуществления операций с целевыми средствами (часть 6 статьи 14).
Во исполнение указанного положения в подзаконном акте - Постановлении Правительства РФ от 07.03.2015 N 204 "Об установлении требований к кредитным организациям, в которых страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета для осуществления операций со средствами целевого финансирования" установлены следующие требования к кредитным организациям:
1) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
2) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 10 млрд. рублей, либо нахождение кредитной организации под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, а также наделить Правительство РФ правом устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
Статьей 29 Закона об ОМС на Правительство РФ возлагается обязанность устанавливать порядок и условия размещения временно свободных средств Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Действующее в настоящее время Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1225 "О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования" содержит следующие требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные средства Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
1) кредитная организация является банком с универсальной лицензией;
2) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд. рублей, рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
3) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
4) наличие у кредитной организации кредитного рейтинга не ниже уровня "A+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) "ruА+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";
5) раскрытие кредитной организацией, а также всеми кредитными организациями, входящими в одну с ней банковскую группу, информации о своей деятельности в соответствии со статьей 8 Закона о банках, а также представление кредитной организацией в Центральный банк Российской Федерации отчетности и информации в соответствии со статьей 43 Закона о банках для последующего раскрытия Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций, в соответствии со статьей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По состоянию на 01.09.2020 перечень кредитных организаций, соответствующих установленным требованиям, состоит из 42 кредитных организаций.
Законопроектом предлагается возложить на Правительство РФ обязанность в условиях инвестирования временно свободных средств Федерального фонда' и территориальных фондов определять требования к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, которым должны соответствовать кредитные организации и предоставить право устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в пункте 3 статьи 22 устанавливает обязанность Правительства РФ утверждать правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Действующие в настоящее время Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 N 1396) не содержат требований к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства страхового резерва, а устанавливают, что размещение средств страхового резерва осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета (п. 4.1).
Законопроектом предлагается предусмотреть, что кредитные организации, в которых размещается резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должны соответствовать требованиям к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, установленным Правительством РФ. Правительству РФ также предоставляется право устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
20. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) устанавливает обязанность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела определять максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и иных критериев (часть 29 статьи 61).
Иные критерии, от которых зависит максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, установлены в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2018 N 192н "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, для принятия указанных гарантий таможенными органами и признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 126н, от 18 сентября 2014 г. N 100н и от 23 декабря 2014 г. N 166н":
1) участие банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
2) нахождение под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации либо наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА, и (или) не ниже уровня "ruА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, присвоенного кредитным рейтинговым агентством "Эксперт РА".
Законопроектом предлагается сократить количество критериев, от которых зависит максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, и определить, что установление указанных максимальных сумм производится в процентах от величины собственных средств (капитала) банка в зависимости от уровня его кредитного рейтинга, присвоенного по национальной рейтинговой шкале.
21. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме) содержит обязанность Правительства РФ установить требования к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда объединения туроператоров (часть 5 статьи 11.3).
Действующий подзаконный акт, устанавливающий критерии отбора, - Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 752 "Об утверждении требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма" устанавливает следующие требования:
1) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
2) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала), размер которых (рассчитываемый по методике Центрального банка Российской Федерации) не может быть менее 25 млрд. рублей по состоянию на последнюю отчетную дату;
3) срок деятельности кредитной организации не менее 5 лет с даты ее регистрации;
4) отсутствие у кредитной организации задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату;
5) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации;
6) нахождение кредитной организации под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации или заключение государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" с кредитной организацией договора субординированного займа и предоставление облигаций федерального займа либо заключение договора о приобретении привилегированных акций кредитной организации и оплата таких акций облигациями федерального займа в рамках мер по повышению капитализации;
7) наличие в договоре банковского депозита с кредитной организацией условия, на основании которого средства резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма размещаются на депозиты, в соответствии с которым в случае досрочного расторжения владельцем банковского депозита указанного договора в связи с тем, что кредитная организация перестала удовлетворять предусмотренным выше требованиям;
8) в случае если средства резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма размещены на банковских депозитах в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые установлены пунктами выше, и в отношении этих кредитных организаций или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находятся эти кредитные организации, действуют международные санкции, то такие кредитные организации должны быть определены отдельным решением Правительства РФ.
Законопроектом предлагается уточнить, что Правительство РФ устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, а также вправе устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
Часть 15 статьи 11.6 Закона о туризме содержит обязанность Правительства РФ установить требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора.
В Постановлении Правительства РФ от 24.12.2016 N 1474 "Об установлении требований к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" установлены следующие требования:
1) наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
2) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 250 млрд. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
3) осуществление кредитной организацией деятельности в течение не менее 5 лет с даты ее регистрации;
4) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации;
5) соответствие одному из следующих условий:
нахождение кредитной организации под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;
заключение государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" с кредитной организацией договора субординированного займа и предоставление облигаций федерального займа либо заключение договора о приобретении привилегированных акций кредитной организации и оплата таких акций облигациями федерального займа в рамках мер по повышению капитализации, предусмотренных статьями 3 и 3.2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Законопроектом предлагается внести в часть 15 статьи 11.6 изменения, позволяющие заменить вышеизложенные требования Правительства РФ на требования к уровню кредитного рейтинга кредитной организации по национальной рейтинговой шкале. Также предлагается определить, что Правительство РФ вправе устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
22. Изменения в статью 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) направлены на совершенствование порядка допуска кредитных организаций к возможности открытия специальных банковских счетов саморегулируемой организации для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, а также заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещении и инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации.
Существующая система требований, предъявляемых к кредитным организациям, допущенным к открытию специальных банковских счетов саморегулируемой организации для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, основана на оценке величины собственных средств (капитала).
Согласно принятому во исполнение норм части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Постановлению Правительства РФ от 27.09.2016 N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" кредитные организации должны соответствовать требованиям о наличии у кредитной организации генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций, а также о наличии у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 100 млрд. рублей по состоянию на последнюю отчетную дату.
Такое требование существенно ограничивает круг кредитных организаций, в которых могут быть открыты специальные банковские счета саморегулируемой организации. По состоянию на 01.06.2020 всего 13 банков соответствуют данному критерию.
Величина собственных средств (капитала) не является единственным критерием, отражающим или гарантирующим финансовую надежность кредитной организации. Кредитные рейтинговые агентства для определения уровня финансовой надежности используют методологию, состоящую из оценки множества параметров. И максимальный уровень кредитоспособности (категория AAA) по результатам рейтинговой оценки кредитных рейтинговых агентств, присваивается кредитным организациям со значительно более скромным размером собственного капитала.
Разделение банков по размеру капитала порождает необоснованное искусственное ограничение конкуренции. Законопроектом предлагается изменить требования к кредитным организациям, тем самым расширив их круг, но обеспечив допуск самых финансово надежных.
Законопроектом предлагается изложить часть 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса в новой редакции, дополнив ее двумя нормами. Первая норма предписывает Правительству РФ при реализации полномочий по установлению требований к кредитным организациям определять уровень кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации, по национальной рейтинговой шкале. Вторая норма допускает установление Правительством РФ дифференцированных требований к уровню кредитного рейтинга и позволяет Правительству РФ определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
В соответствии с частью 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера размещаются и (или) инвестируются в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Действующие нормы Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" позволяют размещать средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера исключительно в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств такого компенсационного фонда.
С учетом возможности изменения порядка инвестирования, установленного подзаконным актом, законопроектом предлагается внести изменения в часть 8 статьи 55.16-1, дополнив ее положениями, аналогичными внесенным в часть 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса.
23. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) устанавливает обязанность Правительства РФ устанавливать требования к кредитным организациям в случае открытия в кредитной организации специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 176) и в случае открытия региональным оператором счета в кредитной организации, в том числе при открытии региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 3 статьи 180).
В этих случаях к кредитным организациям предъявляются единые требования. В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 N 454 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором" они должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "А+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruА+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";
2) размер собственных средств (капитала) не менее 250 млрд. рублей по имеющейся в Банке России отчетности на день проверки соответствия российской кредитной организации.
Предъявление к кредитной организации иных требований не допускается.
Особые требования установлены для специальных счетов, открытие которых осуществляется на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г. Севастополя (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2018 г. N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором"):
1) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "A(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruА" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";
2) размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей по имеющейся в Банке России отчетности на день открытия специального счета.
Таким образом, существующая система требований, предъявляемых к кредитным организациям, основана как на установлении уровня кредитного рейтинга, так и на оценке величины собственных средств (капитала). Как следствие, по состоянию на 01.07.2020 только шесть банков соответствуют указанным общим требованиям. И только две кредитные организации, осуществляющие свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г. Севастополя удовлетворяют установленным критериям. Установление завышенных требований к банкам приводит к искусственному ограничению конкуренции между банками.
Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса нормой, предписывающей Правительству РФ при реализации полномочий по установлению требований к кредитным организациям определять уровень кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации. Введение указанной нормы позволит увеличить количество финансово устойчивых кредитных организаций, допущенных на рынок. При этом предполагается наделить Правительство РФ правом устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
Также в комментируемой статье законопроекта предлагается внести изменения в часть 3 статьи 180 Жилищного кодекса, определив, что требования, предъявляемые к кредитным организациям, в которых региональный оператор открывает счета, идентичны требованиям к кредитным организациям, в которых открываются специальные счета, путем включения отсылочной нормы не к нормативным актам Правительства РФ, а к части 2 статьи 176 Жилищного кодекса.
Такая практика характерна для действующего Жилищного кодекса, ссылки на часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса встречаются в пункте 5 части 4 статьи 170, части 1 статьи 175.1 Жилищного кодекса. Для соблюдения единообразия, в части 3 статьи 180 также отсылочная норма на подзаконные акты заменяется на отсылку к части 2 статьи 176.
24. Изменения, вносимые в часть 2 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направлены на корректирование публикуемой информации. По замыслу законопроекта информации о размере собственных средств (капитала) или об участии в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации не будет среди предъявляемых к кредитной организации требований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.