Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1027745-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2020 N 284/2 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1027745-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В основу бюджетной политики в части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, Федеральных законах от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 23 сентября 2020 года (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен согласно требованиям законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, по состоянию на 1 января 2020 года в количестве 145,5 млн человек, в том числе работающего населения - 65,1 млн человек, неработающего населения - 80,4 млн человек.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов характеризуется следующими данными:
млрд. рублей | |||||
Показатель |
2020 год Закон N 382-ФЗ |
2021 год проект |
2022 год проект |
2023 год проект |
2023 год к уровню 2020 года |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
2 367,2 |
2 533,8 |
2 656,5 |
2 798,8 |
118,2 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Фонда |
2 119,9 |
2 237,0 |
2 359,1 |
2 499,2 |
117,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
страховые взносы на ОМС работающего населения |
1 376,1 |
1 453,7 |
1 544,4 |
1 651,7 |
120,0 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения |
743,8 |
783,3 |
814,7 |
847,5 |
113,9 |
Налоговые доходы |
0,5 |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
в 8 раз |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
246,7 |
293,1 |
293,5 |
295,5 |
119,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
11,9 |
35,5 |
37,9 |
40,6 |
в 3,4 раза |
на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым |
0,026 |
0,039 |
0,0 |
0,0 |
|
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
120,0 |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
116,7 |
на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
114,7 |
117,5 |
115,6 |
114,9 |
100,2 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
2 368,6 |
2 545,4 |
2 658,0 |
2 798,8 |
118,2 |
Субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС в субъектах РФ |
2 225,4 |
2 276,8 |
2 384,4 |
2 519,0 |
113,2 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
103,1 |
109,7 |
108,2 |
108,2 |
104,0 |
Средства, передаваемые бюджету ФСС (родовой сертификат) |
16,7 |
13,3 |
12,9 |
12,2 |
73,0 |
Изготовление и доставка полисов ОМС |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
100,0 |
Нормированный страховой запас |
21,1 |
143,3 |
150,2 |
157,1 |
в 7,4 раза |
Обеспечение деятельности Фонда |
1,04 |
0,92 |
0,96 |
0,96 |
0,92 |
Дефицит(-)/Профицит (+) |
-1,4 |
-11,5 |
-1,5 |
-0,0005 |
|
Остатки на конец года |
13,2 |
1,5 |
0,035 |
0,035 |
|
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2021 год в сумме 2 533,8 млрд рублей, на 2022 год - 2 656,5 млрд рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд рублей.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование запланирован на 2021 год в сумме 2 237,0 млрд рублей, на 2022 год - 2 359,1 млрд рублей, на 2023 год - 2 499,2 млрд рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год в размере 27 890 млрд рублей, на 2022 год - 29 815 млрд рублей, на 2023 год - 31 904 млрд рублей.
Общий размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения оценивается на 2021 год в сумме 1 453,7 млрд рублей, на 2022 год - 1 544,4 млрд рублей, на 2023 год - 1 651,7 млрд рублей.
На период 2021 - 2023 годов поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков будет исчисляться по тарифу 5,1% от фонда заработной платы. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2021 году в сумме 1 419,5 млрд рублей, в 2022 году - 1 517,5 млрд рублей, в 2023 году - 1 623,8 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2021 году в сумме 611,5 млн рублей, в 2022 году - 653,7 млн рублей, в 2023 году - 699,5 млн. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, планируются в 2021 году в сумме 27,0 млрд рублей, в 2022 году - 28,1 млрд рублей, в 2023 году - 29,3 млрд рублей.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения по состоянию на 1 января 2020 года 80,4 млн человек.
На 2021 - 2023 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Размер поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2021 год запланирован в сумме 783,3 млрд рублей, на 2022 год - 814,8 млрд рублей, на 2023 год - 847,5 млрд рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,196, 1,244, 1,294).
Предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда из федерального бюджета:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2021 - 2023 годах 140,0 млрд рублей ежегодно;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, и родового сертификата): на 2021 год - 117,5 млрд рублей, на 2022 год - 115,6 млрд рублей, на 2023 год - 114,9 млрд рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов: в 2021 году - 35,5 млрд рублей, в 2022 году - 37,9 млрд рублей, в 2023 году - 40,6 млрд рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами: в 2021 году - 39,4 млн рублей.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 2 545,4 млрд рублей, на 2022 год -2 658,0 млрд рублей, на 2023 год - 2 798,8 млрд рублей (118,2% к уровню 2020 года).
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2021 год - 2 276,8 млрд рублей, на 2022 год - 2 384,4 млрд рублей, на 2023 год - 2 519,0 млрд рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2021 году составит 51,4 млрд рублей, или 2,3%, в 2022 году - 107,6 млрд рублей (4,7%), в 2023 году - 134,6 млрд рублей (5,6%). В 2023 году объем субвенций к уровню 2020 года возрастет на 13,2%.
На 2021 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе численности застрахованных лиц, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
Размер субвенции учитывает:
сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022 и 2023 годов, прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2021 - на 3,7%, в 2022 и 2023 годах - на 4% ежегодно;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
увеличение объемов помощи в части проведения профилактических осмотров и диспансеризации населения;
увеличение объемов дорогостоящих исследований, проводимых в целях выявления заболеваний на ранних стадиях;
включение в базовую программу обязательного медицинского страхования проведения тестирования пациентов, в том числе перед госпитализацией, на COVID;
незначительное увеличение нормативов финансового обеспечения скорой медицинской помощи.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить в 2021 году 109,7 млрд рублей, в 2022 году - 108,2 млрд рублей, в 2023 году - 108,2 млрд рублей за счет средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда. Из них субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения предусмотрены в объеме 2,5 млрд рублей ежегодно.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2021 год в сумме 13,3 млрд рублей, на 2022 год в сумме 12,9 млрд рублей, на 2023 год - 12,2 млрд рублей, с учетом стоимости родового сертификата 12,0 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на уровне 2019 года в размере 1,3 млрд рублей ежегодно.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2021 год в сумме 0,9 млрд рублей, на 2022 - 2023 годы в сумме 1,0 млрд рублей. Расходы на указанные цели в 2021 - 2023 годах составят 0,03% от общих расходов бюджета Фонда.
В составе бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас на 2021 год в сумме 143,3 млрд рублей, на 2022 год - 150,2 млрд рублей, на 2023 год - 157,1 млрд. рублей.
В части 1 статьи 6 законопроекта установлены направления использования средств нормированного страхового запаса Фонда в 2021 году:
на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:
- софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;
- осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов обязательного медицинского страхования единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
на финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара, оказываемой федеральными медицинскими организациями, при установлении в базовой программе обязательного медицинского страхования нормативов объемов предоставления такой медицинской помощи.
Правовые основания формирования в бюджете Фонда обособленных средств на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в проекте федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Согласно пояснительной записке к законопроекту на указанные цели в составе нормированного страхового запаса Фонда предусмотрено 119,4 млрд рублей на 2021 год, 125,4 млрд рублей на 2022 год, 131,7 млрд рублей на 2023 год.
В статье 7 законопроекта устанавливаются основания для предоставления в 2021 году бюджету Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для их предоставления бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление денежных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Бюджет Фонда сформирован с дефицитом: в 2021 году - 11 574,7 млн рублей, в 2022 году - 1 463,0 млн рублей, в 2023 году - 0,5 млн рублей, который планируется покрывать за счет переходящих остатков средств бюджета Фонда.
По законопроекту у Комитета Государственной Думы по охране здоровья имеются следующие замечания.
1. Комитет считает недостаточным прирост субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхование в субъектах Российской Федерации к уровню предыдущего года: 2021 год - 2,3%, 2022 год - 4,7%, 2023 год - 5,6%.
В Комитет продолжают поступать обращения, свидетельствующие о недостатке средств на приобретение медицинскими организациями лекарственных препаратов и расходных материалов, о росте просроченной кредиторской задолженности, о низких тарифах на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Обращаем внимание, что обособленные ассигнования на финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, растут более высокими темпами к предыдущему году, чем субвенции: 2022 год - 105%, 2023 год - 107,5%.
2. Комитет выражает обеспокоенность низкой степенью освоения средств, предусмотренных на ликвидацию кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения по итогам 2019 года: 25% общего объема средств, предоставленных на указанные цели в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
3. В законопроекте отражен только общий объем средств нормированного страхового запаса. При этом не показана величина планируемых расходов на ликвидацию кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения, на стимулирование медицинских работников за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, на финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В целях повышения прозрачности расходов бюджета Фонда и возможности контроля за их целевым и эффективным использованием Комитет предлагает отражать направления расходования средств нормированного страхового запаса через отдельные целевые статьи или отдельное приложение к закону.
4. Необходимо привести к единообразию понятия специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в законопроекте и проекте федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие проекта федерального закона N 1027745-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета 14 октября 2020 года (протокол N 144/3).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.