Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 996989-7 "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны (далее - Соглашение) было подписано представителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Сербии 25 октября 2019 года в городе Москве.
Возможность ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно устанавливает иные правила, чем предусмотренные федеральным законодательством, в частности, ст. 38 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 27 июля 2020 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение заключено на неопределенный срок (статья 30). Исходя из статьи 33, Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС и Сербией необходимых внутригосударственных процедур. Обмен уведомлениями осуществляется между Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) и Министерством иностранных дел Республики Сербия.
Соглашение состоит из преамбулы, 33 статей и 5 приложений (Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию Республики Сербии из государств-членов ЕАЭС, Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС из Республики Сербии, Правила страны происхождения товаров, Положения об определении нормальной стоимости в антидемпинговых расследованиях, Разрешение споров), которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение было подписано исходя из готовности и полной поддержки Сторон успешного присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) при признании, что членство ЕАЭС, Белоруссии и Сербии 1 в ВТО создаст благоприятные условия для углубления их интеграции в многостороннюю торговую систему и повысит уровень сотрудничества между Сторонами.
Целью Соглашения является формирование основных правил торговли между государствами-членами ЕАЭС и Сербией, соответствующие нормам ВТО, что предусматривает дополнительную либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров. Это предполагает расширение и развитие взаимной свободной торговли и экономических взаимоотношений для ускорения экономического развития и достижения как стабильности производства, так и финансовой стабильности Сторон, а также создание эффективных процедур по имплементации, применению и совместному администрированию Соглашения.
Следует отметить, что Соглашение основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Марракешского соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение ВТО) и других международных договоров. В случае расхождения между рассматриваемым Соглашением и положением Соглашения ВТО, последнее будут иметь преимущественную силу (статья 3).
Соглашение гармонизирует условия торговли Белоруссии, Казахстана и России с Сербией, а также создает аналогичный режим для Армении и Киргизии, в отношении которых преференции при доступе на сербский рынок отсутствовали.
В соответствии с Соглашением государства-члены ЕАЭС и Сербия устанавливают беспошлинный режим доступа на рынок товаров, за исключением отдельных видов мяса птицы, плавленых сыров, сахара, игристых вин, этилового спирта, спиртовых настоек, ликеров, сигар и сигарилл, шин и покрышек, хлопчатобумажной пряжи, тканей, холодильных компрессоров, автомобилей и спецтехники.
В то же время Сербия предоставляет России режим свободной торговли в отношении всей номенклатуры товаров, за исключением отдельных видов шин и покрышек, тракторов, автомобилей, автобусов, грузовиков.
Соглашение отвечает экономическим интересам Российской Федерации, поскольку направлено на продолжение сотрудничества России с Сербией, содержит благоприятные перспективы расширения экспортного потенциала, а применение Соглашения будет способствовать росту взаимного товарооборота, укреплению торгово-экономических связей между его участниками.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, законопроект и сопроводительные документы к нему не содержат обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного или муниципального контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или об обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Реализация Соглашения не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Для полноценного функционирования Соглашения учреждается Совместный комитет, в который входят представители каждой Стороны. Совместный комитет будут возглавлять 2 представителя - от ЕАЭС и его государств-членов (член Коллегии ЕЭК) и от Правительства Сербии (на уровне Министра) (статья 28). В задачи Совместного комитета входит мониторинг и изучение всех вопросов, связанных с применением и действием Соглашения, рассмотрение возможностей дальнейшего развития торговых отношений между Сторонами, а также изучение и представление на рассмотрение Сторон поправок к Соглашению.
Обращает на себя внимание, что Соглашение совершено на английском языке, на котором также проходят все разбирательства по разрешению споров. Дубликаты сертификатов о происхождении товара и деклараций о происхождении товара также заполняются на английском языке.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает некорректный перевод с английского на русский язык наименования Соглашения, ряд технических неточностей в переводе текста Соглашения, а также при оформлении самого перевода. При этом заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.Е. Ильичев в своем письме в адрес Комитета указывает на то, что данный перевод используется государствами-членами ЕАЭС и ЕЭК в ходе проведения процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, а также в документах ЕАЭС, разрабатываемых в целях исполнения обязательств по Соглашению, и не противоречит международной практике. Исходя из соблюдения единообразия Комитет считает целесообразным придерживаться предложенного ЕЭК перевода наименования Соглашения на русский язык.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, ратификация Российской Стороной данного Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к негативным финансово-экономическим последствиям. Вместе с тем реализация Соглашения повлечет выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставленных Сербии тарифных преференций при уплате ввозных таможенных пошлин (не более 4,5 млн долларов США), которые будут компенсированы за счет дополнительных поступлений НДС при прогнозируемом увеличении товарооборота.
Ратификация Соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или нормативно-правовых актов.
Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, являющиеся соисполнителями в работе над проектом федерального закона, поддерживают ратификацию Соглашения.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
------------------------------
1 Сербия и Белоруссия в настоящее время имеют статус наблюдателей при ВТО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.