Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 и от 30 октября 2020 г. N Пр-1760 и направлен на обеспечение взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организациями, а участников спортивной подготовки - соответственно в обучающихся и педагогическими работников.
В целях соответствующего перевода в Федеральном законе "О физической культуре и споре в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте) предлагается спортивную подготовку определить как процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), подлежащий планированию, включающий в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направленный на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства, и осуществляемый в соответствии с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки.
Дополнительную образовательную программу спортивной подготовки предлагается определить как дополнительную общеобразовательную программу в области физической культуры и спорта, направленную на всестороннее физическое и нравственное развитие, совершенствование спортивного мастерства обучающихся, разрабатываемую и утверждаемую организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Для сохранения преемственности и единого подхода к спортивной подготовке законопроектом устанавливается, что разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере общего образования.
Кроме того, законопроектом в рамках Закона о спорте предлагается сформировать систему спортивной подготовки в Российской Федерации, закрепить понятие "тренер-преподаватель", внести уточнения в понятия "детско-юношеский спорт", "дополнительная образовательная программа спортивной подготовки".
Коррелирующие изменения, согласно которым образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по этапам спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и на основании примерных образовательных программ спортивной подготовки, вносятся в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, включая особенности организации и осуществления тренировочной деятельности, предлагается определить нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, издаваемым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере общего образования.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета:
1. Законопроект не повлияет на отношения, связанные с досрочным назначением страховой пенсии по старости, предусмотренные для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781) для зачисления в стаж работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, работы за периоды начиная с 1 января 2001 г. в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (далее - список), в учреждениях дополнительного образования детей, необходимо наличие одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях дополнительного образования детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, учитывая, что на момент проектируемого в законопроекте срока вступления федерального закона в силу (1 сентября 2022 г.) у лиц, получивших на основании этого закона право претендовать на назначение досрочной пенсии по старости, уже будет более 39 лет трудового стажа, указанная категория лиц к 2022 году приобретет право на назначение трудовой пенсии по старости по другим, в том числе, общим основаниям.
2. Действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части доведения средней заработной платы педагогического работника до уровня ста процентов средней заработной платы по региону не распространяется на педагогических работников образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.
3. Поручение Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. в части установления правовых оснований для утверждения и реализации начиная с 2020 года программы "Земский учитель", предусматривающей осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, не распространяются на педагогических работников образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.
4. Финансовое обеспечение реализации программ спортивной подготовки профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находится соответствующая образовательная организация, а также за счет внебюджетных источников.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на организацию мероприятий по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 1 448,7 млн. рублей, на 2022 год - 1451,4 млн. рублей, на 2023 год - 1 488,6 млн. рублей, в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в рамках исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг по спортивной подготовке в объеме по 343,9 млн. рублей ежегодно.
При этом реализация законопроекта может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные положениями федерального законодательства:
1. В части реализации права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по предварительным оценкам могут потребоваться дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме 123 млн. рублей в год.
2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в число мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, включено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. На реализацию данной меры по предварительным оценкам потребуется выделение дополнительных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в объеме 2 140,9 млн. рублей
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения актов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" потребует:
1. Принятия приказа Минспорта России о внесение изменений в приказ Минспорта России от 20 февраля 2017 г. N 108 "Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
2. Принятия приказа Минспорта России о внесение изменений в приказ Минспорта России от 28 февраля 2017 г. N 134 "Об утверждении положения о спортивных судьях".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
3. Принятия приказов Минспорта России об утверждении примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России, соисполнитель - Минпросвещения России.
4. Принятия приказа Минспорта России "Об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России, соисполнители - Минпросвещения России, Минтруд России.
5. Принятия приказа Минспорта России "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, включая особенности организации и осуществления тренировочной деятельности в области физической культуры и спорта".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России, соисполнитель - Минпросвещения России.
6. Принятия приказов Минспорта России о внесении изменений в федеральные стандарты спортивной подготовки, утвержденные Минспортом России.
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России, соисполнитель - Минпросвещения России.
7. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 16 августа 2013 г. N 636 "Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки"
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
8. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 30 декабря 2016 г. N 1368 "О порядке использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
9. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 16 августа 2013 г. N 645 "Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку".
Срок подготовки: в течение 120 дней с даты принятия Закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
10. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 13 июля 2016 г. N 808 "Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России, соисполнители - Минздрав России.
11. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 19 марта 2020 г. N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
12. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 19 февраля 2020 г. N 152 "Об утверждении положения о присвоении почетных спортивных званий".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
13. Принятия приказа Минспорта России "О внесении изменений в приказ Минспорта России от 19 декабря 2019 г. N 1076 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
14. Признания утратившим силу приказа Минспорта России от 16.08.2013 N 637 "Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку - Минспорт России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.