Досье на проект федерального закона
В связи с объявленным в России карантином по пандемии коронавируса начиная с апреля месяца была приостановлена деятельность многочисленных организаций и индивидуальных предпринимателей. Гражданам и работодателям были объявлены меры государственной поддержки в связи с утратой доходов.
Однако в большинстве регионов самозанятые граждане получили возможность регистрироваться только с января 2020 года и, следовательно, не могут рассчитывать на меры государственной поддержки. Лица, вынужденно прекратившие деятельность и снятые с налогового учета, как индивидуальные предприниматели, а также самозанятые граждане будут получать пособие по безработице в размере около 1500 рублей в месяц.
В этой связи предлагается самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без наемных работников, прекративших деятельность, а также принявших решение о снятии с регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности в связи с принятием уполномоченным на то органом государственной власти нормативного правового акта, временно запрещающего деятельность самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей всех или отдельных видов деятельности в условиях особых правовых режимов, признавать безработными с выплатой пособия в размере, не менее минимального размера оплаты труда.
Согласно части 3 статье 3 и статье 2 закона о занятости безработными не могут быть признаны, в частности, граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы.
Таким образом, наличие заключенного трудового договора влечет невозможность признания гражданина безработным.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, как сторона по трудовому договору, обязан предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором и выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
Указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" установлены не рабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. с сохранением заработной платы.
В ряде субъектов Российской Федерации введен режим повышенной готовности (см., например Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Распоряжение председателя правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. N 5-ипп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ").
Кроме того, в настоящее время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты и действуют акты органов государственной власти, временно запрещающие деятельность всех или определенных организаций (индивидуальных предпринимателей) (см., например Указ Мэра Москвы от 29.03.2020 N 34-УМ, указ Мэра Москвы от 02.04.2020 N 36-УМ, Указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае")
Принятие вышеприведенных актов привело к тому, что, во-первых, организации (ИП) лишились возможности предоставить своим работникам работу, обусловленную их трудовой функцией (например, в связи с невозможностью выполнения работы в удаленном режиме вне места нахождения работодателя), при этом обязанности по выплате заработной платы сохранились, а во-вторых, ряд организаций (индивидуальных предпринимателей) приостановили деятельность, что, как следствие, привело к существенному падению, а в ряде случаев и к полному прекращению поступления выручки.
В силу положений Закона о занятости граждане, не обеспеченные работой со стороны своего работодателя не признаются безработными, так как находятся в трудовых отношениях со своим работодателем (имеют заключенный трудовой договор).
Вместе с тем, существенное падение (отсутствие) выручки привело к задержкам (невыплатам) заработной платы со стороны работодателей.
Принятие в целях недопущения задержек (невыплаты) заработной платы программа предоставления беспроцентных целевых кредитов организациям (ИП) на практике продемонстрировала свою не высокую эффективность. В адрес бизнес-объединений поступают обращения от субъектов предпринимательской деятельности, в которых говорится о получении отказов со стороны банков о выдаче кредитов, о невысоких (фактически ограниченных размером МРОТ на одного работника) суммах предоставляемых кредитов. Отмечено, что размер МРОТ не достаточен для выплат, причитающихся работникам заработных плат, а также уплаты НДФЛ.
В этой связи предлагается законодательно установить отдельную категорию безработных - "вынужденно безработный", под которым будут пониматься граждане, не обеспеченные работой по установленной трудовым договором трудовой функцией со стороны своего работодателя ввиду принятия уполномоченным на то органом государственной власти акта, временно запрещающего деятельность такого работодателя в условиях введенного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, или другого особого правового режима.
"Вынужденно безработным" гражданам должно выплачиваться пособие в порядке и размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не менее средней месячной заработной платы такого гражданина и не ниже размера МРОТ.
Выплата пособия должна производиться непосредственно работникам за счет средств бюджета за период с даты, установленного запрета на деятельность такого работодателя и до момента снятия такого запрета.
Условиями для получения такого пособия должны быть, как минимум, следующие:
- распространение запрета на деятельность работодателя
- наличие трудового договора, заключенного с работодателем, деятельность которого попала под запрет, не менее чем за месяц до даты установления такого запрета.
Исчисление размера средней месячной заработной платы должно производиться на основании сведений, предоставленных налоговыми органами.
Трудовой договор с "вынужденно безработным" должен оставаться не расторгнутым на период действия временного запрета деятельности работодателя такого "вынужденно безработного" гражданина. В случае расторжения трудового договора, по инициативе гражданина, статус "вынужденного безработного" утрачивается.
По окончании действия временного запрета деятельности работодателя работник утрачивает статус "вынужденного безработного" и право на получение пособия.
При этом с работодателя "вынужденного безработного" должна быть снята обязанность по выплате заработной платы работнику, находящемуся в статусе "вынужденного безработного" за период нахождения его в таком статусе, но при этом наложена обязанность не расторгать по своей инициативе трудовой договор с "вынужденно безработным".
Процедура постановки на учет в качестве "вынужденного безработного" должна быть максимально упрощена и происходить в максимально короткий срок.
Описанная мера поддержки вносит ясную и понятную процедуру оказания помощи как работникам, так и работодателям от возможных негативных последствий, связанных с задержкой (невыплатой) заработной платы в связи с временным запретом на деятельность. Кроме того, описанная мера поможет сохранить организации, попавшие в сложную финансовую ситуацию в связи с принятыми мерами, направленными на борьбу с коронавирусом.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из Федерального бюджета вне действия нормативных актов органов государственной власти, временно запрещающих деятельность всех или отдельных организаций или индивидуальных предпринимателей в условиях особых правовых режимов.
Размер расходов на выполнение норм настоящего закона определить невозможно, поскольку он зависит от конкретных мер ограничения деятельности работодателей по численности и продолжительности действия этих мер.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. От 21.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует внесения иных изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.