Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Основанием для разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект) является необходимость интеграции механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного характера.
Основная цель изменений, вносимых в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон), - предоставить сельскохозяйственному товаропроизводителю возможность заключать еще более доступные договоры сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на случай объявления режима ЧС в субъекте Российской Федерации, а также получать страховое возмещение в случае наступления страхового случая в результате ЧС.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта повлечет за собой положительные социально-экономические последствия, позволит повысить финансово-экономическую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении ЧС в субъекте Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделение дополнительных ассигнований федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Законопроект не содержит норм, касающихся соответствующих видов государственного контроля (надзора), видов разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
1. Изменения, вносимые в пункт 9 статьи 2 Федерального закона, касающиеся установления Правительством Российской Федерации требований к страховым организациям, осуществляющим сельскохозяйственное страхование от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений в результате наступления события "чрезвычайная ситуация природного характера", обусловлены особой важностью обеспечения стабильности агропромышленного комплекса при наступлении ЧС природного характера на региональном, и (или) межрегиональном и (или) федеральном уровнях.
2. Изменения, вносимые в пункт 13 статьи 2 Федерального закона, устанавливают понятие утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры в результате ЧС природного характера, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 законопроекта.
3. Изменения, вносимые в пункт 14 статьи 2 Федерального закона, устанавливают понятие утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате ЧС природного характера, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 законопроекта.
4. Изменения, вносимые пунктами 19, 20 и 21 в статью 2 Федерального закона, обусловлены необходимостью дополнения понятийного аппарата Федерального закона терминами, необходимыми для реализации механизма сельскохозяйственного страхования при наступлении ЧС.
5. Изменения, вносимые в пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона, устанавливают размер субсидии, перечисляемой на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от иных рисков, чем риск ЧС природного характера. В данном случае предоставление государственной поддержки по договорам страхования в размере пятидесяти процентов страховой премии сохраняется.
Изменения, вносимые в пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, устанавливают размер субсидии, перечисляемой на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от риска утраты (гибели) в результате наступления ЧС природного характера. При этом для сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого предпринимательства, размер субсидии в отношении данного события равен восьмидесяти процентам от страховой премии, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не являющихся субъектами малого предпринимательства, размер субсидии в отношении данного события в первый год также равен восьмидесяти процентам от страховой премии, в дальнейшем каждый год предусматривается снижение размера государственной поддержки до пятидесяти процентов от страховой премии, то есть до того же размера, который предусмотрен действующей редакцией Федерального закона. Такая мера позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям защитить свои имущественные интересы в случае утраты (гибели) урожая и (или) посадок многолетних насаждений при наступлении ЧС природного характера. При этом финансовая нагрузка на сельскохозяйственного товаропроизводителя при уплате страховой премии снизится.
6. Изменения, вносимые в часть 4 статьи 3 Федерального закона, обусловлены необходимостью приведения ее в соответствие с содержанием пункта 2 части 4 статьи 6 Федерального закона.
7. Изменения, вносимые в пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, устанавливают требования к договору страхования рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в результате воздействия событий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона.
8. Пункт 6, дополняющий часть 1 статьи 4 Федерального закона, устанавливает требования к договору страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений в результате воздействия событий, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона с учетом нового события - "чрезвычайная ситуация природного характера".
Предлагаемыми изменениями, в частности, предусмотрено установление страховой суммы (лимита ответственности страховщика) в отношении события "чрезвычайная ситуация природного характера" в размере сорока пяти процентов от страховой стоимости при страховании урожая сельскохозяйственных культур, в размере не менее семидесяти процентов от страховой стоимости - при страховании посадок многолетних насаждений (что соизмеримо с размером прямых затрат, произведенных сельскохозяйственным товаропроизводителем для выращивания застрахованной культуры). Безусловная франшиза устанавливается отдельно для события "чрезвычайная ситуация природного характера" и для прочих страховых событий.
9. Дополнение части 1 статьи 8 Федерального закона пунктом 4 обусловлено необходимостью интеграции механизма страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении ЧС природного характера.
10. Федеральный закон предлагается дополнить пунктом 22 части 2 и статьей 8.2. "Программы сельскохозяйственного страхования".
Данные изменения вносятся в связи с поступлением в Минсельхоз России от участников рынка сельскохозяйственного страхования предложений о необходимости оперативного внедрения в существующую систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой - в дополнение к существующим программам сельскохозяйственного страхования иных программ, например:
страхование урожая сельскохозяйственных культур на части площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры;
страхование части имеющегося у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья сельскохозяйственных животных одного или нескольких определенных видов;
страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
страхование прямых затрат на возделывание урожая сельскохозяйственных культур;
страхование озимых сельскохозяйственных культур раздельно:
страхование затрат на их возделывание на период их перезимовки и страхование риска утраты (гибели) урожая на период с окончания их перезимовки до окончания уборки;
страхование урожая сельскохозяйственных культур как залогового имущества (сближение условий страхования с государственной поддержкой с условиями страхования урожая как залога при кредитовании);
страхование затрат на выращивание сельскохозяйственных культур в закрытом грунте;
индексное страхование;
страхование сельскохозяйственных животных от воздействия особо опасных заразных болезней.
11. Изменения, вносимые в статьи 9 и 10 Федерального закона, связаны с формированием фонда компенсационных выплат при ЧС природного характера, пополнение которого должно осуществляться за счет отчислений страховщиками части полученных по договорам сельскохозяйственного страхования страховых премий в отношении события "чрезвычайная ситуация природного характера".
12. Изменения в часть 2 статьи 10 Федерального закона устанавливают, что в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, средства фонда компенсационных выплат, фонда компенсационных выплат при ЧС природного характера могут быть также использованы в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона.
13. Поэтапное вступление в силу отдельных положений законопроекта, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 2 законопроекта, обусловлено тем, что установление размера субсидии на уплату части страховой премии от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений в результате ЧС природного характера как при действующем механизме сельскохозяйственного страхования приведет к отсутствию интереса сельскохозяйственного товаропроизводителя к новому виду государственной поддержки.
Таким образом, предлагается в первый год действия законопроекта увеличить размер субсидии на уплату части страховой премии от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений в результате ЧС природного характера.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не потребует увеличения предельных размеров ставок для расчета размера субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Основная цель изменений, вносимых в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", - предоставить сельскохозяйственному товаропроизводителю возможность заключать более доступные договоры сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой при объявления режима чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации (далее - ЧС), а также получать страховое возмещение в случае наступления страхового случая в результате ЧС.
При таком механизме страхования в случае наступления страхового случая денежные средства будут выплачиваться исходя из размера страховой суммы, составляющего 45% страховой стоимости (для посадок многолетних насаждений - 100% страховой стоимости), что в целом соответствует размеру прямых затрат на выращивание сельскохозяйственной культуры.
Ожидается, что реализация норм, предусмотренных законопроектом, позволит увеличить размер застрахованных посевных (посадочных) площадей в 2021 - 2024 годах по сравнению с 2019 годом в 3,5 - 7 раз (в 2019 году, размер застрахованных посевных (посадочных) площадей составил 4,3 млн га, в 2021 - 2024 годах составит не менее 15-30 млн га). Вместе с тем предполагается, что наряду со страхованием от ЧС будет осуществляться и развиваться сельскохозяйственное страхование в соответствии с действующими в настоящее время условиями.
Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования осуществляется в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - "компенсирующая" субсидия).
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложения N 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717", установлено направление на поддержку сельскохозяйственного страхования 13,9% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на "компенсирующую" субсидию.
На "компенсирующую" субсидию в 2021 году предусмотрено 31,9 млрд рублей, на 2022 год - 31,9 млрд рублей, на 2023 год - 31,8 млрд рублей.
Таким образом, на реализацию механизма сельскохозяйственного страхования в соответствии с действующими в настоящее время условиями и с учетом нового механизма сельскохозяйственного страхования от ЧС из средств федерального бюджета будет ежегодно направлено 4,4 млрд рублей.
Стоимость страхования в расчете на 1 га посевной (посадочной) площади для сельскохозяйственного товаропроизводителя в целом не увеличится по сравнению с аналогичной стоимостью страхования, сложившейся в 2019 году (в 2019 году - в среднем 330 рублей на 1 га; в 2021 - 2024 годах - 60 - 168 рублей на 1 га).
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" после его утверждения будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - федеральный закон) не потребует приостановления и признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие федерального закона потребует принять следующие нормативные правовые акты.
1. постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
3. постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к страховым организациям, осуществляющим сельскохозяйственное страхование от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений в результате наступления события "чрезвычайная ситуация природного характера".
4. приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N 87 "Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных".
5. приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении плана сельскохозяйственного страхования на 2021 год".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.