Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" (далее - законопроект) подготовлен в рамках проведенной работы по выявлению и анализу проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 4 статьи 48 и частью 3 статьи 50 Федерального закона Правительством Российской Федерации определяется перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, указанных в части 1 статьи 50 Федерального закона, а также порядков выдачи указанных подтверждений.
В то же время необходимо учитывать, что в рассматриваемых случаях отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов могут запрашиваться на значительные суммы на срок до 6 месяцев и, в ряде случаев, в беспроцентном режиме, в связи с чем, принятие решений об их предоставлении и, следовательно, о наличии у плательщика таможенных пошлин, налогов соответствующих оснований, имеет существенное значение с точки зрения обоснованности и возможного влияния на полноту и своевременность поступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета.
Таким образом, в целях дополнительного обеспечения интересов Российской Федерации, связанных с поступлением в доходную часть федерального бюджета сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, необходимо уточнение норм Федерального закона, направленное на усиление механизма принятия решений по предоставлению отсрочек или рассрочек уплаты таможенных пошлин, налогов.
В связи с этим законопроект предусматривает передачу полномочий по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза, а также оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов на уровень Правительства Российской Федерации. При этом предусматривается, что такое подтверждение производится по представлению (заключению) федеральных органов исполнительной власти в порядке и по форме, определенным Правительством Российской Федерации.
Часть 7 статьи 71 Федерального закона предусматривает, что в случае, если плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание соответствующей задолженности производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако необходимо учитывать, что деятельность таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, правила финансирования из которого определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим положения части 7 статьи 71 Федерального закона к настоящему времени не соответствуют действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и требуют уточнения.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 30 и 71 Федерального закона.
В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов с 2018 года по 2020 год проведена работа по концентрации декларирования товаров на таможенных постах - центрах электронного декларирования, которые стали основными местами электронного декларирования товаров. Указанные центры осуществляют регистрацию и выпуск таможенных деклараций в электронном виде, а фактический контроль осуществляется в таможенном органе , в регионе деятельности которого находятся товары.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить требование по предъявлению каждой отдельной партии товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, и признать утратившей силу часть 6 статьи 103 Федерального закона.
В соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона Минфин России определяет особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени.
Однако анализ правоприменительной практики показал, что установление особенностей проведения таможенного контроля в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в течение установленного периода времени, в настоящее время не требуется, в связи с чем законопроектом предлагается часть 14 статьи 103 Федерального закона признать утратившей силу.
Статья 104 Федерального закона закрепляет за Минфином России полномочия по определению порядка таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Союза.
В то же время имеющаяся правоприменительная практика показывает, что урегулирование вышеуказанного вопроса следует производить с учетом положений пункта 5 статьи 105 Кодекса Союза, согласно которым формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза.
В частности, порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, включая порядок заполнения декларации на товары, регулируется актами, составляющими право Союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения"), которые не содержат норм, относящих такие полномочия на уровень законодательства государств-членов Союза.
Таким образом, необходимо заменить в Федеральном законе отсылочные нормы к ведомственному акту на отсылочные нормы к праву Союза.
В связи с этим в законопроекте предусмотрено уточнение статьи 104 Федерального закона, имея в виду, что предусмотренные в ней действия осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Союза.
Сроки выпуска товаров установлены статьей 119 Кодекса Союза.
Пунктом 10 статьи 119 Кодекса Союза установлено, что Евразийской экономической комиссией и (или) законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки выпуска товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 109 Федерального закона порядок установления менее продолжительного срока выпуска товаров определяется Правительством Российской Федерации.
При этом в ходе подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации было выявлено отсутствие необходимости определения порядка установления менее продолжительного срока выпуска товаров.
В частности, анализ имеющейся правоприменительной практики свидетельствует о фактическом отсутствии случаев, при которых решением Правительства Российской Федерации требуется установить более короткий срок выпуска товаров, принимая во внимание, что такой срок, предусмотренный Кодексом Союза, носит максимально сокращенный характер.
При выявлении указанных случаев в дальнейшем, они должны быть включены непосредственно в Федеральный закон.
В связи с этим в законопроекте предлагается признать утратившей силу часть 2 статьи 109 Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 119 Федерального закона закреплено полномочие Минфина России на установление в отношении товаров, перевозимых с использованием автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта случаев, при которых действие таможенной процедуры таможенного транзита может завершаться помещением товаров на временное хранение, регистрацией таможенной декларации, выпуском товаров, убытием товаров с таможенной территории Союза, а также задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса Союза.
При этом порядок завершения и прекращения действия таможенной процедуры таможенного транзита определен статьей 151 Кодекса Союза, который не содержит положений, наделяющих полномочиями по такому регулированию государства-члены Союза в рамках своего национального законодательства.
Случаи, при которых действие таможенной процедуры таможенного транзита может завершаться помещением товаров на временное хранение, регистрацией таможенной декларации, выпуском товаров, убытием товаров с таможенной территории Союза, а также задержанием товаров таможенными органами в настоящее время не выявлены и должны быть включены непосредственно в Федеральный закон при их выявлении, в связи с чем указанные полномочия Минфина России исключаются.
Согласно частям 3 и 4 статьи 222 Федерального закона порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов разрабатывается с учетом норм международного права и международных стандартов.
При этом в настоящее время взаимодействие таможенных и налоговых органов регулируются в полном объеме Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. N 01-69/1/ММ-27-2/1 и совместными актами ФТС России и ФНС России, в связи с этим издание Минфином России отдельного порядка взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов приведет к дублированию действующих актов.
Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 225 Федерального закона.
Статьей 225 Федерального закона в новой редакции устанавливаются случаи, когда таможенные органы вправе проводить таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Данные случаи категорированы исходя из критериев, согласно которым данная форма таможенного контроля применятся после выпуска товаров в случаях, когда это следует из Федерального закона и осуществляется в интересах лица (пункты 1 и 9 части 4 новой редакции статьи 225), обусловлено требованиями статьи 373 Кодекса Союза об исполнении поручений таможенных органов других государств - членов Союза о проведении таможенного контроля после выпуска товаров (пункт 5 части 4 новой редакции статьи 225), а также когда проведение таможенной проверки невозможно (пункт 3 части 4 новой редакции статьи 225) либо нецелесообразно и не повлечет необходимость представления лицом документов и (или) сведений (пункт 7 части 4 новой редакции статьи 225).
Одновременно исключается необходимость определения случаев проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля.
Указанные случаи вытекают из положений Кодекса Союза и Федерального закона. Кроме того, установить исчерпывающий перечень случаев проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях не представляется возможным ввиду многообразия случаев применения данной формы таможенного контроля.
Новая редакция статьи 225 Федерального закона предусматривает возможность проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенным органов.
Кроме того, частью 6 статьи 225 в новой редакции устанавливается срок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля.
В соответствии со статьей 278 Федерального закона российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В реализацию указанных положений Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329".
Однако Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения, согласно которым отдельные товары подлежат декларированию.
Таким образом, возникает ситуация некоторого дублирования предоставления отчетности по таким товарам, устранение которой требует законодательных решений.
В целях исключения представления участниками внешнеэкономической деятельности двойной отчетности в таможенные органы законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом на определение категорий товаров, в отношении которых отсутствует обязанность по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Также законопроектом предлагается распространить указанное исключение на отдельные категории товаров и лиц.
Предложение в статью 283 Федерального закона в части исключения из части 1 указанной статьи полномочия на установление Минфином России требований к информационным операторам обусловлено следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 282 Федерального закона предусмотрено, что обмен документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием сети "Интернет" осуществляется между таможенными органами и заинтересованными лицами посредством информационного оператора.
В связи с этим необходимо отметить, что на основании статьи 283 Федерального закона организация, являющаяся информационным оператором, осуществляет деятельность по обеспечению обмена документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием собственной информационной системы между участниками внешнеэкономической деятельности (заинтересованными лицами), не имеющими своих информационных систем, в том числе не имеющими возможности создать такие системы, и информационной системой таможенных органов.
Порядок обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками, лицами осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора утвержден приказом ФТС России от 9 октября 2019 г. N 1556.
Практическая реализация данных норм показала отсутствие необходимости в дополнительных требованиях к российским организациям, намеренным выступать в качестве информационного оператора.
Таким образом, полагаем, что достаточным условием приобретения статуса информационного оператора является то, что организация, создана в соответствии с законодательством Российской Федерации (имеет статус российского юридического лица) и одновременно может обеспечить обмен документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и заинтересованными лицами в соответствии с приказом ФТС России от 9 октября 2019 г. N 1556 "Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора".
Однако статью 283 Федерального закона предлагается дополнить положением, в соответствии с которым ФТС России предоставляется полномочие на установление порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов в целях обеспечения технической и программной совместимости, а также защищенности передаваемой между таможенным органом и оператором информации в виде электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В целях повышения системной логической согласованности положений Федерального закона, касающихся регулирования отдельных вопросов хранения товаров, задержанных и изъятыми таможенными органами, а также распоряжения такими товарами законопроектом предусмотрены отдельные изменения в статьи 317 и 320 Федерального закона, а также признание утратившей силу статьи 322 Федерального закона.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета, не приведет к сокращению его доходов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)" потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "Об определении порядков подтверждения Правительством Российской Федерации наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, подтверждения наличия оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, составления заключений федеральных органов исполнительной власти о предоставлении указанных подтверждений, а также форм таких заключений".
Целью проекта является определение порядков подтверждения Правительством Российской Федерации наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, подтверждения наличия оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, составления заключений федеральных органов исполнительной власти о предоставлении указанных подтверждений, а также форм таких заключений.
Предметом регулирования проекта постановления являются отношения, связанные с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнитель - ФТС России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)".
2. Приказа ФТС России "Об установлении порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов".
Целью проекта приказа является установление порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов.
Предметом регулирования проекта приказа являются отношения связанные с подключением информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов.
Головной исполнитель ФТС России, соисполнитель Минфин России
Срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.