Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды (седьмого созыва) от 13 октября 2020 г. N 97.2
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Доходы федерального бюджета
Объем доходов федерального бюджета от использования природных ресурсами в 2021 году прогнозируется в объеме 582 737,0 млн рублей, в 2022 году - 613 094,1 млн рублей, в 2023 году - 646 604,7 млн рублей.
Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя:
- платежи при пользовании недрами;
- плату за использование лесов;
- плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- утилизационный сбор;
- экологический сбор;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- прочие доходы от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами.
Утилизационный сбор
В 2021 году объем поступлений составит 582 737,0 млн. рублей, в 2022 году - 613 094,1 млн. рублей, в 2023 году - 646 604,7 млн. рублей.
Согласно пояснительной записке прогнозируемый рост (в 2021 году на 90 346,1 млн рублей, в 2022 году на 25 799,7 млн рублей, в 2023 году на 28 686,0 млн рублей) поступлений доходов от утилизационного сбора обусловлено восстановлением экономической активности после снижения в 2020 году ввиду карантинных мер.
Экологический сбор
Ежегодное поступление средств экологического сбора в 2021, 2022 и 2023 годах прогнозируется в объеме 3 788,5 млн. рублей при планируемом поступлении доходов в 2020 году в размере 3 721,7 млн рублей.
Плата за использование лесов
Поступление платы за использование лесов в 2021 году прогнозируется в объеме 46 212,9 млн. рублей, в 2022 году - 48 593,4 млн. рублей, в 2023 году 51 046,2 млн. рублей.
Рост поступлений от платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы связан с ежегодной индексацией ставок платы, а также изменением ставок платы за использование лесов. Кроме того, учтено изменение объемов использования лесов, а также результаты работы с дебиторской задолженностью.
Плата за пользование водными объектами
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в 2020 году прогнозируется в объеме 20 376,8 млн. рублей, в 2021 году - 22 426,0 млн. рублей, в 2022 году 24 602,3 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета
Раздел "Охрана окружающей среды"
Бюджетные ассигнования по разделу "Охрана окружающей среды" в 2021 году составят 335 675,2 млн рублей, в 2022 году - 358 082,8 млн рублей и в 2023 году - 382 743,8 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Охрана окружающей среды" составит в 2021 - 2023 годах - 0,3 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" в 2021 году по сравнению с 2020 годом (1,3%) увеличится и составит 1,6%, в 2022 и 2023 годах увеличится и составит 1,7 процента.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ), в 2021 году уменьшены на 77 135,7 млн рублей, в 2022 году уменьшены на 84 639,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, увеличены на 24 660,9 млн рублей.
На изменение расходов по разделу "Охрана окружающей среды" (в 2021 - 2022 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом 380-ФЗ, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год) повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
- на увеличение фонда оплаты труда государственных инспекторов в области охраны окружающей среды в 2021 - 2022 годах на 101,1 млн рублей ежегодно;
- на реализацию государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы в 2021 - 2022 годах на 25,6 млн рублей ежегодно;
- на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк "Кенозерский" (закрепляемые на праве оперативного управления объекты деревянного зодчества "Никольская церковь", "Церковь Рождества Христова", "Церковь Рождества Богородицы", являющиеся объектами культурного наследия) в 2021 - 2022 годах на 12,4 млн рублей ежегодно;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
- на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5, в связи с уточнением объемов производства такой техники на основании прогнозных данных, представленных организациями-производителями, в 2021 году на 51 103,0 млн рублей, в 2022 году на 53 026,7 млн рублей и увеличение в 2023 году на 20 794,2 млн рублей;
- на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5 в 2021 году на 7 332,9 млн рублей, в 2022 году на 13 489,4 млн рублей;
- на реализацию мероприятий национального проекта "Экология" в 2021 году на 17 429,5 млн рублей, в 2022 году на 18 231,5 млн рублей, в 2023 году на 3 421,8 млн рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании Законопроекта, по разделу "Охрана окружающей среды" составят в 2021 году в объеме 20 996,4 млн рублей, в 2022 году - 23 110,0 млн рублей, и в 2023 году - 19 935,5 млн рублей и будут направлены на реализацию мероприятий национального проекта "Экология".
Государственные программы
Государственная программа "Охрана окружающей среды"
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды", в 2021 году составят 78 216,8 млн рублей, в 2022 году - 85 147,3 млн рублей, в 2023 году - 96 405,0 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 15 403,9 млн рублей, в 2022 году - на 18 291,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, увеличены на 11 257,7 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" обусловлено:
по основному мероприятию "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного технологического воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 - 2022 годах на 25,6 млн рублей ежегодно на реализацию государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы в связи с ростом поступления доходов федерального бюджета от сборов, вносимых заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, организация и проведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;
по основному мероприятию "Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" - уменьшением бюджетных ассигнований по мероприятиям инвестиционного характера в 2023 году на 545,1 млн рублей в связи отсутствием утвержденного нормативного правового акта по объектам Росприроднадзора;
по федеральному проекту "Чистая страна":
увеличением бюджетных ассигнований в 2023 году на 746,7 млн рублей на обеспечение финансирования первоочередных (неотложных) мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте "Территория, на которой в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское" за счет перераспределения с федерального проекта "Сохранение озера Байкал";
в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 604,4 млн рублей, в 2022 году на 117,3 млн рублей, в 2023 году на 569,6 млн рублей;
по федеральному проекту "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами":
по результату "Обеспечение функционирования публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 886,8 млн рублей, в 2022 году на 1 372,4 млн рублей, в 2023 году на 2 451,3 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 10,0 млн рублей, в 2022 году на 12,6 млн рублей, в 2023 году на 20,4 млн рублей по результату "Обеспечено функционирование публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в связи с их перераспределением на мероприятия по информационному сопровождению национального проекта "Экология", реализуемые в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма";
увеличением бюджетных ассигнований в 2023 году на 10 353,2 млн рублей в связи с приведением показателей в соответствие с паспортом федерального проекта;
по федеральному проекту "Чистый воздух":
уменьшением бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию мероприятий национального проекта "Экология", в 2021 году на 3 544,8 млн рублей, в 2022 году на 3 886,5 млн рублей, в том числе в связи с их перераспределением на реализацию иных федеральных проектов национального проекта "Экология";
в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 - 2022 годах на 10 000,0 млн рублей ежегодно;
по федеральному проекту "Оздоровление Волги" - увеличением бюджетных ассигнований в 2023 году на 810,9 млн рублей в связи с приведением показателей в соответствие с паспортом федерального проекта;
по федеральному проекту "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 88,0 млн рублей и в 2022 году на 86,5 млн рублей в связи с приведением показателей в соответствие с паспортом федерального проекта, уменьшением бюджетных ассигнований в 2023 году на 55,4 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Биологическое разнообразие России" обусловлено:
по основному мероприятию "Функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, сохранение биоразнообразия и регулирование использования объектов животного мира" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 - 2023 годах на 101,1 млн рублей ежегодно на увеличение фонда оплаты труда государственных инспекторов в области охраны окружающей среды в размере не менее суммы доходов, поступивших в отчетном финансовом году от уплаты штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, а также средств, полученных в порядке возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" обусловлено:
по основному мероприятию "Выполнение международных обязательств в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и иное международное сотрудничество" - перераспределением бюджетных ассигнований в 2021 году в объеме 1 464,6 млн рублей с государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в целях завершения проекта с привлечением средств займа Международного банка реконструкции и развития "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" обусловлено:
по основному мероприятию "Организация и проведение комплексных исследований и работ в Арктике и Антарктике" - уменьшением бюджетных ассигнований на проведение научных исследований в Арктике и Антарктике, в том числе в рамках Российской антарктической экспедиции, а также на работы по транспортировке объектов нового зимовочного комплекса российской антарктической станции Восток к месту их размещения и монтажу, в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 204,1 млн рублей, в 2022 году на 168,5 млн рублей;
по основному мероприятию "Развитие государственной сети наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха" - уменьшением бюджетных ассигнований на приобретение оборудования для станций наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и мобильных экологических лабораторий в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 120,9 млн рублей, в 2022 году на 37,9 млн рублей;
по основному мероприятию "Модернизация и развитие гидрометеорологической сети наблюдений за состоянием окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации" - уменьшением бюджетных ассигнований на модернизацию и восстановление пунктов гидрометеорологических наблюдений путем открытия ранее законсервированных станций, техническую модернизацию измерительного оборудования, системы энергообеспечения пунктов наблюдений, системы передачи данных в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 274,8 млн рублей, в 2022 году на 286,6 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований по федеральному проекту "Сохранение озера Байкал" в 2023 году на 445,3 млн рублей в связи с завершением в 2022 году реконструкции двух рыбоводных заводов и на 746,7 млн рублей в связи с перераспределением на федеральный проект "Чистая страна".
Зарезервированные при формировании Законопроекта бюджетные ассигнования по:
федеральному проекту "Чистая страна" национального проекта "Экология" на 2021 год в объеме 8 589,6 млн рублей, на 2022 год в объеме 10 136,2 млн рублей будут направлены на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;
федеральному проекту "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" на 2021 - 2023 годы в объеме 3 788,5 млн рублей (объем поступившего в федеральный бюджет экологического сбора) ежегодно будут направлены на реализацию мероприятий, направленных на выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации, которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора;
федеральному проекту "Чистый воздух" национального проекта "Экология" на 2021 год в объеме 6 631,4 млн рублей, на 2022 год в объеме 8 481,6 млн рублей, на 2023 год в объеме 14 898,2 млн рублей будут направлены на реализацию комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
федеральному проекту "Сохранение озера Байкал" национального проекта "Экология" на 2021 год в объеме 1 987,0 млн рублей, на 2022 год в объеме 703,7 млн рублей, на 2023 год в объеме 1 248,8 млн рублей будут направлены на:
выполнение мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат";
выполнение мероприятий по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская - рекультивацию нарушенных земель, защиту поверхностных и подземных вод (Республика Бурятия).
Также Комитет обращает внимание на следующее.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 22 февраля 2019 года N Пр-294 (пункт 11) Минприроды России совместно с Росреестром поручено до 1 января 2022 г. завершить внесение сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий федерального значения в Единый государственный реестр недвижимости. В федеральном бюджете на 2019 год на эти цели были предусмотрены средства, в то же время в конце 2019 года более 200 млн. руб. не были освоены и были перераспределены на иные цели не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий или сохранением биологического разнообразия.
По имеющейся информации, по состоянию на январь 2020 года, в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о границах только 22% особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В проекте федерального бюджета на 2021 год средства на указанные цели не заложены, так как ранее были перенесены на 2020 год средства в размере 112,8 млн рублей. Комитет отмечает важность реализации мероприятий по внесению сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий федерального значения в Единый государственный реестр недвижимости, так как нарушения и споры в сфере земельных отношений наносят ощутимый ущерб целостности таких территорий и создают угрозу сохранения природного достояния Российской Федерации.
Кроме того, Комитет отмечает неэффективное обеспечение результативности реализации мероприятий федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", особенно мероприятий, направленных на снижение общей площади Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению.
С 2021 года вместо указанной федеральной целевой программы, срок реализации которой истек, вступает в силу подпрограмма "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории", с перечнем основных мероприятий аналогичным федеральной целевой программе.
Комитет неоднократно в своих заключениях отмечал, что реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "БЦБК", находится на начальном уровне уже более 7 лет. Ежегодно на эти цели из федерального бюджета выделялись значительные финансовые ресурсы, которые оставались невостребованными.
За все время действия федеральной целевой программы сменилось три подрядчика, отбираемых для разработки проектов и осуществления работ по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "БЦБК". Так, 19 марта 2020 года решением Правительства Российской Федерации новым единственным исполнителем назначено ООО "ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии". До настоящего времени даже проект работ по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "БЦБК" указанной компанией не утвержден. В то же время в федеральном бюджете на 2021 год предусмотрены иные бюджетные ассигнования в размере 1,9 млрд. руб. на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы. Указанные средства могут быть направлены на реализацию данного мероприятия, однако приступить к работам исполнитель не может пока проект работ не будет разработан и утвержден. Таким образом, Комитет отмечает риски очередного неосвоения средств федерального бюджета.
Также Комитет обращает внимание на то, что на цели модернизации и строительства очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепления берегов озера Байкал, совершенствования и развития объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал, предполагается выделить в 2021 году из федерального бюджета предусмотрены средства в размере 2,8 млрд. руб. Однако, следует учитывать, что одним из первоочередных этапов модернизации и строительства очистных сооружений является подготовка проектно-сметной документации на такие объекты. Учитывая особенности правового регулирования и значимости озера Байкал как природного объекта, такие сооружения будут иметь технически сложную конфигурацию, что повлечет сложности с подготовкой на такие объекты проектно-сметной документации. В этой связи Комитет полагает целесообразным в целях достижения наилучших результатов и эффективного освоения бюджетных средств Минприроды России и Минстроем России оказать субъектам Российской Федерации методическую помощь в подготовке необходимой документации.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" провозглашает принципы гуманного отношения к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственности человека за судьбу животного; формирования в обществе ответственного отношения к животным. В 2020 году приняты поправки в Конституцию Российской Федерации, согласно которым Правительство Российской Федерации осуществляет меры направленные на формирование в обществе ответственного отношения к животным.
Комитет отмечает, что с 1 января 2020 года в субъектах Российской Федерации в отношении животных без владельцев должны применяться гуманные методы и способы, не допускающие жестокого обращения с животными. При этом важная роль в обеспечении надлежащего обращения с животными без владельцев отводится приютам для животных.
Однако не все субъекты Российской Федерации готовы к осуществлению такой деятельности гуманными методами, в связи с тем, что в регионах либо отсутствуют приюты для животных, либо их недостаточно.
Основной проблемой, является отсутствие в регионах достаточного финансирования на обеспечение деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе на обеспечение деятельности приютов для животных. В этой связи, весьма актуальной будет поддержка регионов из средств федерального бюджета.
Комитетом был направлен запрос в Минприроды России о необходимости поддержки субъектов Российской Федерации средствами из федерального бюджета на строительство приютов для животных. Минприроды России поддержало предложение о необходимости такой поддержки. Однако в федеральном бюджете на 2021 год выделение средств на такие цели не предусмотрено.
Государственная программа
"Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(в части расходов на водохозяйственный комплекс)
млн рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
|
Закон N 380-ФЗ |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
59 697,4 |
55 443,0 |
54 673,7 |
98,6 |
53 870,7 |
50 119,7 |
93,0 |
47 459,2 |
94,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" |
34 259,0 |
29 442,9 |
27 245,8 |
92,5 |
29 740,3 |
27 311,5 |
91,8 |
27 645,0 |
101,2 |
Подпрограмма "Использование водных ресурсов" |
14 833,3 |
26 000,1 |
27 427,9 |
105,5 |
24 130,4 |
22 808,2 |
94,5 |
19 814,3 |
86,9 |
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" |
10 605,1 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Использование водных ресурсов" обусловлено:
по основному мероприятию "Создание и эксплуатация защитных сооружений от наводнений" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 3 281,4 млн рублей и в 2022 году на 715,3 млн рублей в целях предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Иркутской области на строительство объектов инженерной защиты, предусмотренных Программой по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 2126-р;
по основному мероприятию "Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2023 году на 1 737,3 млн рублей в связи с отсутствием нормативного правового акта;
по основному мероприятию "Поддержка реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов":
уменьшением бюджетных ассигнований в 2023 году на 819,9 млн рублей в связи с отсутствием нормативного правового акта;
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 415,2 млн рублей, в 2022 году на 225,9 млн рублей в целях предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края на завершение строительства объектов:
инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа";
инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. III этап строительства - "Инженерная защита правого берега р. Силинка";
по основному мероприятию "Обеспечение исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 112,8 млн рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с государственной программы "Охрана окружающей среды" (субсидии на иные цели бюджетным учреждениям Минприроды России, осуществляющим управление ООПТ федерального значения) в целях восстановления перераспределенных в 2020 году в рамках внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований на проведение работ по внесению сведений о местоположении границ ООПТ федерального значения в ЕГРН;
по федеральному проекту "Оздоровление Волги" - уменьшением бюджетных ассигнований в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 426,2 млн рублей, в 2022 году на 647,1 млн рублей;
по федеральному проекту "Сохранение уникальных водных объектов" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 252,4 млн рублей, в 2022 году на 269,2 млн рублей, в 2023 году на 262,5 млн рублей в связи с уменьшением субвенций на улучшение экологического состояния гидрографической сети.
Государственная программа
"Развитие лесного хозяйства"
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" представлены в таблице.
млн рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
|
Закон N 380-ФЗ |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
44 490,6 |
39 284,2 |
43 171,0 |
109,9 |
40 043,3 |
38 328,2 |
95,7 |
40 647,4 |
106,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
38 130,3 |
33 002,0 |
31 987,5 |
96,9 |
33 554,1 |
35 153,3 |
104,8 |
37 383,7 |
106,3 |
Подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством" |
6 360,3 |
6 282,2 |
11 183,5 |
178,0 |
6 489,1 |
3 174,9 |
48,9 |
3 263,7 |
102,8 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства", в 2021 году составят 43 171,0 млн рублей, в 2022 году - 38 328,2 млн рублей, в 2023 году - 40 647,4 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году увеличены на 3 886,8 млн рублей, в 2022 году уменьшены на 1 715,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, увеличены на 2 319,2 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений":
увеличением бюджетных ассигнований в 2022 году на 1 450,4 млн рублей и в 2023 году на 1 416,9 млн рублей на увеличение численности государственных лесных инспекторов в целях повышения эффективности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в том числе мер по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с мероприятия по определению границ лесничеств на землях лесного фонда;
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 763,3 млн рублей, в 2022 году на 822,3 млн рублей, в 2023 году на 882,5 млн рублей на авиационное патрулирование лесов в целях обеспечения повышения оперативности принятия мер по ликвидации лесных пожаров, своевременного обнаружения лесных пожаров, снижения ущерба от лесных пожаров, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 643,9 млн рублей в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
уменьшением субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году на 1 643,9 млн рублей;
по федеральному проекту "Сохранение лесов" - увеличением бюджетных ассигнований в 2023 году на 1 496,7 млн рублей в связи приведением параметров его финансового обеспечения в соответствие с утвержденным паспортом данного федерального проекта.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 5 000,0 млн рублей на финансовое обеспечение расходов на создание межрегионального северного лесопожарного центра в части обеспечения лесопожарных формирований техникой и оборудованием;
по основному мероприятию "Обеспечение землеустройства и землепользования":
уменьшением бюджетных ассигнований в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2022 году на 1 627,6 млн рублей, в 2023 году на 1 776,2 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2022 году на 1 450,4 млн рублей и в 2023 году на 1416,9 млн рублей на выполнение работ по определению границ лесничеств на землях лесного фонда в связи сокращением объема работ и перераспределением их на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Комитет также отмечает, что в целях сохранения лесов, их рационального использования, а также эффективного освоения средств федерального бюджета Правительству Российской Федерации необходимо:
- продолжить дальнейшее совершенствование методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- оказать субъектам Российской Федерации информационную и методическую поддержку в осуществлении эффективной и своевременной закупки лесопожарной техники;
- рассмотреть возможность дополнительного финансирования субъектов Российской Федерации в целях увеличения численности государственных лесных инспекторов и лесничих, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), укомплектования квалифицированными кадрами специальных подразделений, выполняющих работы по обнаружению и тушению лесных пожаров, а также в целях повышения их социального обеспечения;
- рассмотреть возможность создания единой информационной системы в области лесного хозяйства, которая будет включать все виды информации, поступающей с различных источников, таких как, федеральная государственная информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров, государственный лесопатологический мониторинг, дистанционный мониторинг использования лесов, данные наземного и авиационного патрулирования, гидрометеорологических станций, а также будет содержать информацию о лесохозяйственных мероприятиях, лесозаготовках, экспорте, лесовосстановлении, данные об арендуемых площадях и иную информацию.
Национальный проект "Экология"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Экология" запланированы в 2021 году в объеме 108 010,1 млн рублей, в 2022 году - 131 926,7 млн рублей, в 2023 году - 140 297,3 млн рублей.
Параметры федеральных проектов по национальному проекту представлены в таблице.
млн рублей | ||||||||||
Наименование федерального проекта |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||||
Закон N 380-ФЗ |
|
Закон N 380-ФЗ |
|
Паспорт проекта |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
Всего |
72 014,0 |
126 855,1 |
108 010,1 |
85,1 |
153 748,0 |
131 926,7 |
85,8 |
151 844,0 |
140 297,3 |
92,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный проект "Чистая страна" |
11 480,6 |
16 785,9 |
16 181,5 |
96,4 |
18 199,3 |
18 082,0 |
99,4 |
13 211,9 |
12 642,3 |
95,7 |
Федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" |
18 459,3 |
12 090,5 |
11 203,7 |
92,7 |
17 090,1 |
15 717,7 |
92,0 |
29 420,8 |
26 070,9 |
88,6 |
Федеральный проект "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности" |
1 222,1 |
6 019,9 |
5 417,9 |
90,0 |
7 726,8 |
6 954,1 |
90,0 |
2 511,3 |
2 260,2 |
90,0 |
Федеральный проект "Чистый воздух" |
1 334,5 |
20 316,2 |
7 101,4 |
35,0 |
22 368,1 |
8 906,8 |
39,8 |
16 931,3 |
15 174,4 |
89,6 |
Федеральный проект "Чистая вода" |
7 964,1 |
26 680,0 |
26 192,4 |
98,2 |
39 050,1 |
37 155,1 |
95,1 |
42 520,0 |
40 772,1 |
95,9 |
Федеральный проект "Оздоровление Волги" |
18 114,4 |
23 466,0 |
21 161,3 |
90,2 |
28 226,2 |
25 413,9 |
90,0 |
26 184,1 |
23 578,8 |
90,1 |
Федеральный проект "Сохранение озера Байкал" |
3 460,3 |
6 050,0 |
5 481,6 |
90,6 |
5 893,8 |
4 725,7 |
80,2 |
4 499,9 |
3 456,0 |
76,8 |
Федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов" |
1 670,9 |
2 650,7 |
2 398,3 |
90,5 |
2 808,2 |
2 539,0 |
90,4 |
2 515,0 |
2 276,5 |
90,5 |
Федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" |
1 541,4 |
800,9 |
884,5 |
110,4 |
1 125,2 |
1 186,3 |
105,4 |
1 316,5 |
1 323,1 |
100,5 |
Федеральный проект "Сохранение лесов" |
6 766,3 |
5 995,0 |
5 992,5 |
100,0 |
5 260,2 |
5 250,3 |
99,8 |
6 747,0 |
6 747,0 |
100,0 |
Федеральный проект "Внедрение наилучших доступных технологий" |
0,0 |
6 000,0 |
5 995,0 |
99,9 |
6 000,0 |
5 995,7 |
99,9 |
5 986,2 |
5 995,9 |
100,2 |
------------------------------
* - показатели СБР по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 18 845,0 млн рублей, в 2022 году - на 21 821,3 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 11 546,7 млн рублей.
Федеральный проект "Чистая страна"
Целью реализации федерального проекта является ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, а его результатом - рекультивация земельных участков, на которых расположена 191 выявленная на 1 января 2018 несанкционированная свалка в границах городов. Кроме того, целью проектом является ликвидация 75 ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Проектом также предусмотрено создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок (ФГИС "Наша Природа).
На реализацию федерального проекта "Чистая страна" в период 2021 - 2023 годы законопроектом предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в объеме 46 905,8 млн рублей.
Необходимо отметить незначительное сокращение финансового обеспечения федерального проекта "Чистая страна" (на 1,29 млрд. рублей или 2,7%). Изменение его параметров обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий национального проекта в связи с принятыми решениями по приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения:
в 2021 году на 604,4 млн рублей или на 3,6% по сравнению с ранее запланированными средствами, в 2022 году на 117,3 млн рублей или на 0,6% по сравнению с ранее запланированными средствами, в 2023 году на 569,6 млн рублей или на 4,3% по сравнению с ранее запланированными средствами.
В соответствии с паспортом проекта основной механизм финансового обеспечения реализации проекта "Чистая страна" - софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации. В законопроекте представлены расчеты распределения субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение основных мероприятий в 2021 году в размере 2 618,7 млн рублей, в 2022 году - 2 498,8 млн рублей, в 2023 году - 7 225,4 млн рублей.
Кроме того, по федеральному проекту "Чистая страна" зарезервированы бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 8 589,6 млн. рублей, на 2022 год в объеме 10 136,2 млн. рублей, на 2023 год в объеме 4,3 млн. рублей. Согласно пояснительной записке, средства будут направлены на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде. Таким образом, объем распределенных средств составляет лишь 40% от общего объема средств, планируемых к распределению в субъекты Российской Федерации в 2021 - 2023 годы (в 2021 году - 23%).
Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Чистая страна" в 2019 году составил 95,8% в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Все запланированные мероприятия завершены.
Вместе с тем, при рассмотрении предложений по распределению бюджетных ассигнований по федеральному проекту "Чистая страна" на 2021 - 2023 годы, а также учитывая результаты проверки бюджетной отчетности Минприроды России и Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2019 год Счетной Палатой Российской Федерации, Комитет отмечает:
- наличие рисков недостижения цели по ликвидации всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (более 700 свалок в границах городов не охвачены федеральным проектом "Чистая страна");
- отсутствие фактического подтверждения результатами натурных исследований и измерений эффективности использования субсидий выделяемых из федерального бюджета (в 2019 году в объеме 6,7 млрд. рублей) и достижения целевых показателей проекта по прекращению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
- отсутствие сведений о распределении 2021 - 2022 гг. 18 738,6 млн рублей, предусмотренных на реализацию основных мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (пока находятся в резерве).
Федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами"
На реализацию федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в период 2021 - 2023 годы законопроектом предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в объеме 52 992,3 млн рублей (2021 год - 11 203,7 млн рублей, 2022 год - 15 717,7 млн рублей, 2023 год - 26 070,9 млн рублей).
Необходимо отметить сокращение финансового обеспечения федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (на 4,71 млрд. рублей или 8,9%). В основном изменение его параметров обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования ППК "Российский экологический оператор" в связи с принятыми решениями по приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения:
в 2021 году на 886,8 млн рублей или на 7,3% по сравнению с ранее запланированными средствами, в 2022 году на 1 372,4 млн рублей или на 8% по сравнению с ранее запланированными средствами, в 2023 году на 2 451,3 млн рублей или на 11,4% по сравнению с ранее запланированными средствами.
Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в 2019 году составил 5,5% в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Крайне низкие показатели кассового исполнения проекта обусловлены в основном неосвоением средств в объеме 10 075,1 млн рублей, предназначенных для финансовой поддержки проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. В связи с поздним утверждением соответствующих правил предоставления из федерального бюджета субсидии ППК "Российский экологический оператор" в виде имущественного взноса, соглашение между Минприроды России и ППК "Российский экологический оператор" о предоставлении субсидии было заключено 27 декабря 2019 года.
Кроме того, в 2019 году не были освоены 52% бюджетных ассигнований (474,5 млн рублей), предназначенные для обеспечения функционирования ППК "Российский экологический оператор".
При рассмотрении предложений по распределению бюджетных ассигнований по федеральному проекту "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" на 2021 - 2023 годы, а также учитывая результаты проверки бюджетной отчетности Минприроды России и Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2019 год Счетной Палатой Российской Федерации, Комитет отмечает:
- проект требует пересмотра в части параметров: не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объемов образования отходов (стимулирование использования многооборотной тары и упаковки), развития раздельного накопления отходов;
- неэффективность реализации проекта (за 2019 - 2020 годы не были освоены средства в объеме 12 909,3 млн рублей предназначенные для введения в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов и их полезных компонентов);
- недостаточная эффективность ППК "Российский экологический оператор" в создании комплексной системы обращения с ТКО;
- отсутствие сведений о распределении в 2021 - 2023 гг. средств на реализацию основных мероприятий по вводу в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке твердых коммунальных отходов и мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки твердых коммунальных отходов (согласно пояснительной записке зарезервированные бюджетные средства в объеме 3 788,5 млн рублей ежегодно будут направлены на выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность, по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора);
- отсутствие сведений о выделении бюджетных ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на приобретение контейнеров для раздельного накопления ТКО в период 2021 - 2023 годы (постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 г. N 1523 предусмотрено выделение средств лишь в 2020 году).
Кроме того в связи с отсутствием информации в пояснительной записке требуется дополнительное обоснование выделения в 2021 - 2023 годы бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в объеме 635 млн рублей.
Федеральный проект "Чистый воздух"
Законопроектом предусмотрено существенное сокращение финансового обеспечения федерального проекта "Чистый воздух".
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Чистый воздух" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий национального проекта, в 2021 году на 13 544,8 млн рублей или на 65,0% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2022 году на 13 886,5 млн рублей или 60,2% по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в том числе в связи с:
перераспределением ранее зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию иных федеральных проектов национального проекта "Экология" в 2021 году на 3 544,8 млн рублей, в 2022 году на 3 886,5 млн рублей;
принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 и 2022 годах на 10 000,0 млн рублей ежегодно.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Чистый воздух" в 2019 году составил всего 21% в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" или 2 871,6 млн. руб из 13 748,2 млн. руб, предусмотренных указанным федеральным законом на 2019 год.
Согласно паспорту федерального проекта "Чистый воздух", в 2019 и 2020 гг. бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации на мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха должны были быть выделены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на сумму 9 650,0 млн рублей и 12 270 млн рублей соответственно.
Вместе с тем, предусмотренные средства не были доведены в 2019 году до бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с поздним утверждением Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по снижению совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" (утверждены в декабре 2019 года).
Предусмотренные федеральным бюджетом на 2020 год межбюджетные трансферты на выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ был отозваны Минфином России в резервный фонд Правительства Российской Федерации во II квартале 2020 года.
Таким образом, соответствующие межбюджетные трансферты также не были доведены в 2020 году до бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке зарезервированные при формировании законопроекта по федеральному проекту "Чистый воздух" бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 6 631,4 млн рублей будут направлены на реализацию комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах-участников федерального проекта. При этом согласно паспорту федерального проекта в 2021 году на указанные цели из федерального бюджета должно быть выделены средства на сумму 8 210,0 млн рублей.
В связи с этим, Комитет отмечает, что срыв реализации федерального проекта "Чистый воздух" в части предоставления межбюджетных трансфертов регионам в 2019 - 2020 гг., а также существенного снижение финансового обеспечения указанного проекта в 2021 - 2022 гг., повлечет за собой недостижение поставленных целей по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха в 12 городах - крупных промышленных центрах, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Федеральный проект "Оздоровление Волги"
Законопроектом предусмотрено сокращение финансового обеспечения федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2021 году на 2 304,7 млн рублей или 9,8% по сравнению с ранее запланированными средствами, в 2022 году на 2 812,3 млн рублей на 10% по сравнению с ранее запланированными средствами.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Оздоровление Волги" обусловлено уменьшением в связи с уточнением параметров проекта в связи с принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Существенная доля выделяемых финансовых средств в рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2021 году составляет субсидии регионам на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод - 13 410,7 млн. руб.
При этом Комитет отмечает низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019 году, который составил 72% в соответствии с уточненной росписи или 9 606,4 млн. руб. Неисполненные расходы составили 3 729,2 млн рублей. Неполное исполнение по федеральному проекту в 2019 году обусловлено несвоевременной разработкой в отдельных субъектах Российской Федерации проектно-сметной документации.
При этом законопроектом предусматривается выделение в 2021 году субсидий на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод регионам, у которых зафиксирован "нулевой" или низкий уровень освоения выделяемых федеральных средств за 2019 год:
тыс. рублей | |||
Наименование субъекта Российской Федерации |
Сумма |
||
Утверждено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Кассовое исполнение за 2019 год |
Предусмотрено законопроектом на 2021 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Республика Марий Эл |
356 153,5 |
58 304,8 |
288 173,1 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
1 504 040,0 |
908 770,0 |
441 246,1 |
Чувашская Республика - Чувашия |
330 787,9 |
330 006,8 |
267 649,1 |
Астраханская область |
344 072,6 |
- |
- |
Волгоградская область |
849 610,0 |
849 610,0 |
687 441,5 |
Вологодская область |
124 127,8 |
124 127,8 |
9 779,9 |
Ивановская область |
645 180,3 |
- |
914 237,3 |
Костромская область |
323 318,7 |
- |
235 364,9 |
Московская область |
2 698 652,0 |
2 695 118,4 |
2 538 094,3 |
Нижегородская область |
2 003 468,2 |
1 759 188,7 |
3 515 914,2 |
Самарская область |
2 458 329,0 |
719 901,5 |
2 280 231,3 |
Саратовская область |
32 611,8 |
32 611,8 |
33 397,1 |
Тверская область |
426 735,5 |
257 643,0 |
345 282,8 |
Ульяновская область |
889 944,9 |
- |
804 228,0 |
Ярославская область |
1 297 311,0 |
226 904,1 |
1 049 688,0 |
ВСЕГО |
14 284 343,2 |
7 962 186,9 |
13 410 727,6 |
В связи с этим, Комитет обращает внимание на необходимость более тщательной проработки вопроса выделения средств соответствующим регионам.
Федеральный проект "Внедрение наилучших доступных технологий"
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта "Внедрение наилучших доступных технологий" в 2021 году составляет 5 995 млн рублей, в 2022 году составляет 5 995,7 млн рублей.
Указанным федеральным проектом предусмотрено возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (далее - НДТ), то есть по так называемым "зеленым" облигациям.
При этом в 2019 году исполнение расходов по федеральному проекту (бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 300,0 млн. рублей) не осуществлялось. Неисполнение по федеральному проекту обусловлено заявительным характером субсидирования на возмещение фактически понесенных затрат на выплату купонного доходов и несостоявшимся отбором инвестиционных проектов в сфере НДТ.
В связи с этим Комитет отмечает необходимость дополнительного анализа эффективности механизма возмещения затрат на выплату купонного дохода по "зеленым" облигациям в целях привлечения средств для внедрения НДТ, также потребности со стороны предприятий в выделяемых средствах.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении при условии его доработки во втором чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.