Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В редакции, подготовленной ко второму чтению, законопроект доработан с учетом правовых замечаний, высказанных при первом чтении.
Одновременно законопроект дополнен нормами о предоставления субъектам Российской Федерации полномочий по установлению видов предпринимательской деятельности, в отношении которых будет применяться патентная система налогообложения (проектируемый пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), о нераспространении на организации потребительской кооперации ограничения по средней численности работников (проектируемый абзац второй подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ), об освобождении налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, от применения контрольно-кассовой техники (изменения, вносимые в пункт 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), которые не обсуждались при первом чтении законопроекта.
Обращаем внимание, что согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, разработанным в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", проектируемое расширение области применения патентной системы налогообложения предусмотрено в связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обусловленной, в частности, ограниченностью возможности администрирования данного налога вследствие отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков, применяющих эту систему налогообложения, по причине неприменения ими контрольно-кассовой техники. В указанной связи неприменение контрольно-кассовой техники налогоплательщиками, которые будут применять расширенную патентную систему налогообложения, может привести к затруднениям и в администрировании этого налога.
Применительно к проектируемому подпункту 56 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ следует отметить, что вид деятельности "Рыболовство и рыбоводство" включает в себя целый ряд перечисленных в классе 03 ОКВЭД 2 видов деятельности, в том числе промышленное морское (подразумевающее добычу (вылов) водных биологических ресурсов в открытом водном пространстве, включая открытые районы Мирового океана) и промышленное пресноводное рыболовство, любительское и спортивное рыболовство. С учетом такого широкого перечня видов деятельности, включаемых в этот класс, определение в данном случае видов деятельности, по которым может применяться патентная система налогообложения, может вызвать практические затруднения.
Также следует учитывать, что статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2018 года N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под любительским рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, то есть данная деятельность не является предпринимательской, как того требует пункт 2 статьи 346.43 НК РФ.
Проектируемый пункт 1.2 статьи 346.51 НК РФ предусматривает возможность уменьшения суммы налога, исчисленной за налоговый период, на сумму уплаченных налогоплательщиком страховых платежей (взносов) и пособий (с учетом ограничения в размере не более 50 процентов), в частности, при наличии у налогоплательщика нескольких патентов предусматривается возможность переноса данного вычета на другие действующие в этом же календарном году патенты (с учетом того же ограничения). Вместе с тем из данной нормы нельзя определить, действует ли такая возможность в отношении патентов, выданных в разных субъектах Российской Федерации (с учетом возможности осуществления одним лицом деятельности, подпадающей под патент, в разных субъектах), или только в отношении патентов, выданных в одном субъекте.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.