Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 14 октября 2020 г. N 3.25-5/157)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и с учетом положений Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326 (редакция от 29 мая 2020 года).
Положения Законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Основные параметры федерального бюджета
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз). Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий являются:
отсутствие "второй волны" распространения новой коронавирусной инфекции в мире;
сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0 - 4,5% г/г), связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции;
затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, общественное питание, сфера досуга и развлечений);
сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
В условиях снижения мировой экономической активности и, как следствие, сокращения спроса на энергоносители, прогнозируется, что в 2020 году нефтяной рынок ожидает масштабное падение спроса. Прогноз предполагает, что до конца года добыча нефти будет производится в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+, полное снятие ограничений ожидается только с мая 2022 года. Благодаря сокращению добычи нефти уже в 2021 году вероятно возникновение дефицита нефти, в результате чего прогноз предусматривает рост нефтяных котировок на среднесрочном горизонте. Однако динамика роста стоимости нефти марки "Юралс" предполагается сдержанной: 41,8 долл. США за баррель в 2020 году, 45,3 долл. США за баррель в 2021 году, 46,6-47,5 долл. США за баррель в 2022 - 2023 гг. Данная консервативная оценка связана с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в значительном количестве стран и неопределенностью ее дальнейшего развития, а также ожидаемым слабым восстановлением спроса (в том числе со стороны транспортной отрасли с учетом сохранения ограничений на перемещения населения и развития дистанционных форм занятости).
Умеренное ослабление валютного курса ожидается на протяжении всего прогнозного периода (в 2021 г. до 72,4 руб./долл. США, в 2022 г. до 73,1 руб./долл. США, в 2023 г. до 73,8 руб./долл. США) и будет обусловлено, главным образом, инфляционным дифференциалом со странами - торговыми партнерами. При этом в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта.
Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
млрд. рублей | ||||||||||||
Наименование |
2019 год (отчет) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||||
Закон N 380-ФЗ |
Оценка* |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
12 |
13=12/10 х 100 |
Доходы, всего |
20 188,8 |
20 593,6 |
17 852,4 |
86,7 |
21 892,3 |
18 765,1 |
85,7 |
22 813,6 |
20 637,5 |
90,5 |
22 262,7 |
107,9 |
%% к ВВП |
18,3 |
18,1 |
16,7 |
|
18,1 |
16,2 |
|
17,7 |
16,6 |
|
16,8 |
|
Расходы, всего |
18 214,5 |
19 666,0 |
22 561,7 |
114,7 |
21 190,9 |
21 520,1 |
101,6 |
22 440,9 |
21 885,0 |
97,5 |
23 671,3 |
108,2 |
%% к ВВП |
16,6 |
17,3 |
21,1 |
|
17,6 |
18,6 |
|
17,4 |
17,6 |
|
17,8 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
+1 974,3 |
+927,6 |
-4 709,3 |
- |
+701,4 |
-2 755,0 |
- |
+372,7 |
-1 247,5 |
- |
-1 408,6 |
112,9 |
%% к ВВП |
1,8 |
0,8 |
4,4 |
|
0,6 |
2,4 |
|
0,3 |
1,0 |
|
1,1 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-5 950,0 |
-6 596,2 |
-9 836,2 |
149,1 |
-7 119,0 |
- 8 742,2 |
122,8 |
-7 499,4 |
-8 131,8 |
108,4 |
-8 898,4 |
109,4 |
%% к ВВП |
5,4 |
5,8 |
9,2 |
|
5,9 |
7,6 |
|
5,8 |
6,5 |
|
6,7 |
|
Доходы федерального бюджета
В 2021 - 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении Общий объем доходов федерального бюджета в 2021 году составит 18 765,1 млрд. рублей в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20 637,5 млрд. рублей в 2022 году (+10,0% к 2021 году) и 22 262,7 млрд. рублей в 2023 году (+7,9% к 2022 году).
По отношению к ВВП в 2021 году доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году.
Динамика доходов федерального бюджета в 2021 - 2023 годах представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика доходов федерального бюджета в 2021 - 2023 годах
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2020 год (оценка) |
|||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
17 852,4 |
18 765,1 |
20 637,5 |
22 262,7 |
в %% к ВВП |
16,7 |
16,2 |
16,6 |
16,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы, всего |
5 126 961,7 |
5 987 233,3 |
6 884 293,7 |
7 489 793,5 |
в %% к ВВП |
4,8 |
5,2 |
5,5 |
5,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
НДПИ |
3 823 653,0 |
4 212 777,8 |
5 181 536,1 |
6 041 246,4 |
Вывозные таможенные пошлины |
1 076 472,9 |
1 246 147,5 |
1 180 274,5 |
973 757,8 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку (без Кдемп) |
-209 876,9 |
-306 495,4 |
-453 951,0 |
-590 738,8 |
Демпфирующая компонента (Кдемп) |
291 932,2 |
204 161,4 |
245 531,4 |
289 448,9 |
Инвестиционный вычет (Кинв) |
|
-6 022,5 |
-9 125,8 |
-11 929,1 |
НДД |
144 780,5 |
636 664,5 |
740 028,5 |
788 008,3 |
Базовые нефтегазовые доходы |
5 508 683,9 |
6 078 347,1 |
6 181 643,0 |
6 702 458,3 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
-381 722,3 |
-91 113,8 |
702 650,7 |
787 335,2 |
Ненефтегазовые доходы |
12 725,5 |
12 777,9 |
13 753,2 |
14 772,9 |
в %% к ВВП |
11,9 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
28,7 |
31,9 |
33,4 |
33,6 |
Ненефтегазовые доходы |
71,3 |
68,1 |
66,6 |
66,4 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
-11,6 |
5,1 |
10,0 |
7,9 |
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2021 год прогнозируется в объеме 5 987,2 млрд. рублей (5,2% к ВВП). Объем базовых нефтегазовых доходов в 2021 году будет определяться без учета снижения объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и составит 6 078,3 млрд. рублей. Таким образом, в 2021 году образуются недополученные нефтегазовые доходы в объеме 91,1 млрд. рублей. В 2022 и 2023 годах прогнозируемый объем нефтегазовых доходов составит 6 884,3 млрд. рублей (5,5% к ВВП) и 7 489,8 млрд. рублей (5,6% к ВВП), из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6 181,6 млрд. рублей и 6 702,5 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы - 702,7 млрд. рублей и 787,3 млрд. рублей. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть - 43,3, 44,2 и 45,0 долл. США за баррель в 2021 - 2023 годах соответственно.
В 2021 - 2023 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета за счет принятия ряда мер по их мобилизации (модификация параметров режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД), актуализация параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору, повышение НДПИ на ряд прочих полезных ископаемых (многокомпонентные руды, руды черных и цветных металлов), повышение ставки акциза на табачную продукцию, переход к дополнительному обложению повышенного дохода физических лиц, введение НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам и зачисление соответствующих дополнительных доходов от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет, изменение законодательства в части налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и другими государствами).
Основные факторы, повлиявшие на прогнозируемую динамику доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Факторный анализ изменения доходов федерального бюджета в 2021 - 2023 годах (год к году)
млн рублей | |||
Фактор |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прогноз |
18 765 101,7 |
20 637 497,1 |
22 262 676,6 |
Отклонение от предыдущего года |
912 679,3 |
1 872 395,5 |
1 625 179,5 |
Нефтегазовые доходы |
860 271,6 |
897 060,4 |
605 499,8 |
Влияние законодательства |
370 067,5 |
174 346,0 |
174 882,6 |
Эффект "завершения налогового маневра" |
143 334,1 |
174 346,0 |
174 882,6 |
Изменение параметров предоставления льгот и налоговых вычетов |
131 828,1 |
0,0 |
0,0 |
Изменения в части режима НДД |
94 905,2 |
0,0 |
0,0 |
Влияние макроэкономической ситуации: |
490 204,2 |
722 714,4 |
430 617,2 |
Изменение цен на энергоносители и обменного курса |
343 042,4 |
277 295,1 |
188 592,7 |
Изменение объемов добычи, переработки и экспорта |
103 178,1 |
438 286,5 |
241 438,4 |
Прочее |
43 983,7 |
7 132,8 |
586,1 |
Ненефтегазовые доходы |
52 407,7 |
975 335,1 |
1 019 679,6 |
Влияние законодательства и разовых факторов |
-536 879,1 |
-130 334,7 |
-49 920,2 |
Налоговые и таможенные платежи |
375 486,8 |
37 168,6 |
-57 370,6 |
Прочие доходы |
-912 365,9 |
-167 503,3 |
7 450,4 |
Влияние динамики макроэкономических показателей: |
589 286,8 |
1 105 669,8 |
1 069 599,8 |
Налоговые и таможенные платежи |
880 540,3 |
812 536,0 |
877 726,4 |
Прочие доходы |
-291 253,6 |
293 133,8 |
191 873,4 |
По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% ВВП в 2020 году до 5,6% ВВП к 2023 году на фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 33,6% в 2023 году.
Расходы федерального бюджета
Формирование бюджетных ассигнований на 2021 и 2022 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом N 380-ФЗ, бюджетные ассигнования 2023 года приняты равными утвержденным Законом N 380-ФЗ на 2022 год (далее - законодательно установленный объем бюджетных ассигнований).
Решением Совета Государственной Думы (Протокол N 284 заседания Совета Государственной Думы от 30 сентября 2020 года) Комитет Государственной Думы по энергетике определен ответственным за рассмотрение Государственной программы Российской Федерации N 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - соисполнителем) и Государственной программы Российской Федерации N 30 "Развитие энергетики", включенных в перечень государственных программ, рассматриваемых в рамках настоящего законопроекта.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"
Расходы федерального бюджета в 2020 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлены в таблице 4.
Таблица 4.
млн рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
121 387,1 |
104 358,2 |
136 904,8 |
131,2 |
135 956,7 |
136 669,7 |
100,5 |
100 307,9 |
73,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия" |
6 450,3 |
12 553,7 |
11 971,6 |
95,4 |
12 369,7 |
11 708,1 |
94,7 |
11 470,3 |
98,0 |
Подпрограмма "Реализация международных проектов в области использования атомной энергии и участие в деятельности международных организаций" |
10 469,3 |
11 098,4 |
11 505,3 |
103,7 |
11 959,2 |
13 897,5 |
116,2 |
14 473,7 |
104,1 |
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных полномочий и функций в установленной сфере деятельности" |
1 222,1 |
6 124,9 |
5 417,9 |
88,5 |
7 831,8 |
6 954,1 |
88,8 |
2 260,2 |
32,5 |
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
58 131,7 |
34 763,9 |
66 145,4 |
190,3 |
63 440,7 |
61 260,2 |
96,6 |
29 096,3 |
47,5 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
23 484,6 |
23 920,5 |
20 864,5 |
87,2 |
24 910,3 |
21 849,7 |
87,7 |
22 007,3 |
100,7 |
Подпрограмма "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" |
3 016,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Развитие науки, техники и технологий в области использования атомной энергии" |
14 245,6 |
10 932,9 |
21 000,0 |
192,1 |
11 793,8 |
21 000,0 |
178,1 |
21 000,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем" |
4 367,5 |
4 963,7 |
0,0 |
0,0 |
3 651,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", в 2021 году составят 136 904,8 млн рублей, в 2022 году - 136 669,7 млн рублей, в 2023 году - 100 307,9 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году увеличены на 32 546,6 млн рублей, в 2022 году - на 713,0 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, уменьшены на 36 361,8 млн рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Реализация международных проектов в области использования атомной энергии и участие в деятельности международных организаций" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Участие в проекте создания Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР" в 2021 году на 1 057,5 млн рублей, в 2022 году на 2 608,9 млн рублей, в 2023 году на 3 125,8 млн рублей в связи с выделением Госкорпорации "Росатом" дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление взноса в натуральной форме на создание Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" обусловлено:
по федеральному проекту "Северный морской путь":
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 25 528,2 млн рублей на строительство Терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний", а также перераспределением на указанные цели бюджетных ассигнований, предусмотренных на иные мероприятия, в объеме 7 824,3 млн рулей;
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 505,4 млн рублей, в 2022 году на 4 399,0 млн рублей и в 2023 году на 8 279,1 млн рублей в связи с передачей ФГУП "Гидрографическое предприятие" в ведение государственной корпорации "Росатом" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. N 141 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие науки, техники и технологий в области использования атомной энергии" обусловлено:
по федеральным проектам "Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом", "Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом", "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" и "Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 - 2023 годах на 21 000,0 млн рублей ежегодно в связи с выделением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий комплексной программы "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации";
по основным мероприятиям "Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики на базе реакторов на быстрых нейтронах для создания на их основе конкурентоспособных на мировом рынке ядерных энергокомплексов", "Создание современной экспериментально-стендовой базы двухкомпонентной атомной энергетики и продление срока эксплуатации действующих объектов научно-исследовательской базы атомной энергетики" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 10 932,9 млн рублей, в 2022 году на 11 793,8 млн рублей на реализацию мероприятий, направленных на развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2020 года N 270 "О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации".
Государственная программа "Развитие энергетики"
Расходы федерального бюджета в 2020 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Развитие энергетики" представлены в таблице 5.
Таблица 5.
млн рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
22 699,4 |
14 042,5 |
12 946,8 |
92,2 |
13 593,7 |
15 319,7 |
112,7 |
11 651,6 |
76,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики" |
9 438,1 |
1 218,1 |
1 094,0 |
89,8 |
1 218,1 |
3 689,0 |
302,8 |
116,1 |
3,1 |
Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" |
4 729,2 |
4 654,9 |
4 028,4 |
86,5 |
4 643,3 |
4 294,2 |
92,5 |
4 148,7 |
96,6 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" |
3 816,7 |
3 189,6 |
3 353,0 |
105,1 |
2 752,3 |
2 885,5 |
104,8 |
2 935,9 |
101,7 |
Подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" |
4 715,5 |
4 980,0 |
4 471,4 |
89,8 |
4 980,0 |
4 451,0 |
89,4 |
4 450,8 |
100,0 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие энергетики", в 2021 году составят 12 946,8 млн рублей, в 2022 году - 15 319,7 млн рублей, в 2023 году - 11 651,6 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 1 095,7 млн рублей, в 2022 году увеличены на 1 726,0 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, уменьшены на 3 668,1 млн рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" обусловлено по основному мероприятию "Модернизация и новое строительство электросетевых объектов" в связи с предоставлением в 2022 году объеме 2 600,0 млн рублей субсидии акционерному обществу "Чукотэнерго" на возмещение затрат, связанных с погашением кредитов (заемных средств) и уплатой процентов, привлеченных на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства "Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек - Билибино" (этап строительства N 1).
Уменьшение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" обусловлено:
по основному мероприятию "Возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением экономически необоснованных тарифных решений" - уменьшением бюджетных ассигнований в связи со снижением ожидания потребления электроэнергии и соответствующим утверждением уровня цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей Республики Крым и г. Севастополя, в связи с чем в 2023 году возникла экономия бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня" в объеме 972,9 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения мероприятий подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" обусловлено:
по основным мероприятиям "Развитие производственной и заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа" и "Развитие заправочной инфраструктуры компримированного природного газа" - перераспределением бюджетных ассигнований между ними в связи с необходимостью единовременного создания заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа к 2023 году по "коридорному типу".
Анализируя законопроект и учитывая актуальные вопросы развития топливно-энергетического комплекса, Комитет обращает внимание на следующее.
В составе расходов федерального бюджета на 2021 - 2023 годы предусмотрены иные межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в 2021 году в объеме 1 934,0 млн рублей, в 2022 - 2023 годах - 2 437,9 млн рублей ежегодно.
Переселение из домов, расположенных на подработанных территориях ликвидированных шахт является острейшей проблемой угледобывающих регионов. По программе реструктуризации угольной промышленности переселение жителей длится с 1994 года. По состоянию на 01.01.2020 осталось переселить 9873 семьи, большая часть проживает в Кемеровской области - Кузбассе - 5956 семей.
Для решения этой проблемы необходимо финансирование в размере 19,9 млрд рублей. При сохранении базовых объемов финансирования, указанных в проекте федерального бюджета на 2021 - 2023 годы, переселение завершится не ранее 2030 года.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.12.2018 NПр-2418 (подпункт "с" пункта 3) и от 23.08.2019 N ПР-1707 (подпункт "д" пункта 1) необходимо завершить мероприятия до конца 2024 года.
Исполнение указанных поручений потребует дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 2,33 млрд рублей на 2021 год, 2,08 млрд рублей на 2022 год, 2,46 млрд рублей на 2023 год в рамках проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по подпрограмме "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" государственной программы "Развитие энергетики".
Продление сроков переселения граждан из домов, расположенных на подработанных территориях ликвидированных шахт, вызывает значительную социальную напряженность в угледобывающих регионах, многочисленные обращения в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, региональных и местных органов власти.
Комитет отмечает, что концептуально проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в части вопросов ведения Комитета соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет в целом поддерживает предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ в рамках указанного законопроекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.