Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1022523-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1022523-7 предлагается внести изменения в статью 59 и главу 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установив особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями.
Законопроект предлагает предоставить некоммерческой организации право заключать с работниками срочные трудовые договоры, если численность ее работников не превышает 35 человек.
Также, согласно пояснительной записке, "...предлагается распространить на некоммерческие организации, отвечающие установленным законодательством в отношении микропредприятий критериям в виде максимальных значений среднесписочной численности работников (15 человек) и объема дохода за предшествующий календарный год (120 млн. рублей), нормы, аналогичные нормам главы 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям".
Таким образом, некоммерческим организациям, удовлетворяющим установленным Российской Федерации Правительством требованиям к среднесписочной численности работников и объему дохода за предшествующий год, предлагается предоставить право полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).
При этом условия, которые должны регулироваться локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры работников некоммерческих организаций. Типовая форма трудового договора с работодателем - некоммерческой организацией будет закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям".
Предлагаемые законопроектом изменения не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения, государственные корпорации, общественные объединения, являющиеся политическими партиями, государственные компании, потребительские кооперативы, а также на религиозные организации (в части проектируемых изменений главы 48.1 ТК РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон об НКО) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ч. 2 ст. 2 Федерального закона об НКО).
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом об НКО формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона об НКО (ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона об НКО).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 2 Федерального закона об НКО).
К предлагаемым законопроектом N 1022523-7 нормам имеется ряд замечаний:
1) В пояснительной записке отмечается, что "...одной из приоритетных задач, поставленных в рамках направления "Социальная активность" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., является распространение на социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) регулятивных льгот и преимуществ, установленных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства".
В целях выполнения указанной приоритетной задачи в предлагаемых законопроектом изменениях следует уточнить, что речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Это уточнение редакционно улучшит проектируемые нормы, сократив перечень некоммерческих организаций, исключаемых из действия этих норм, поскольку определение термина "социально ориентированная некоммерческая организация" уже содержит большую часть этих исключений.
Кроме того, в пояснительной записке прямо говорится о том, что "...Законопроект затрагивает деятельность некоммерческих организаций, которые по своей организационно-правовой форме могут быть отнесены к социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В этой статье речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, поддерживаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Во избежание разночтений необходимо уточнить круг работодателей - некоммерческих организаций, на которых распространяется действие проектируемых изменений.
2) В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов.
Законодательство относит к потребительским кооперативам потребительские общества (Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы (ст. 110 ЖК РФ), жилищные накопительные кооперативы (Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"), общества взаимного страхования (Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании"), кредитные кооперативы (Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"), фонды проката (п. 1 ч. 3 ст. 50 ГК РФ).
Пояснительная записка не содержит каких-либо пояснений о мотивах исключения потребительских кооперативов из сферы действия проектируемых норм, в связи с чем данный вопрос требует дополнительного обсуждения.
3) Из пояснительной записки следует, в частности, что необходимость внесения дополнений в часть вторую статьи 59 ТК РФ обусловлена тем, что "...некоммерческим организациям часто необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, реализуемых в том числе в рамках грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на цели развития гражданского общества. Соответственно, заключение срочного трудового договора обеспечит гибкость в привлечении сотрудников и не повлечет каких-либо негативных последствий на рынке труда".
Необходимо отметить, что часть первая статьи 59 ТК РФ уже содержит такие основания заключения срочного трудового договора как:
- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.
Таким образом, предлагаемое законопроектом дополнение части второй статьи 59 ТК РФ представляется избыточным и, скорее, может быть отнесено к особенностям регулирования труда у работодателей - некоммерческих организаций.
4) Во избежание неопределенности новую часть третью статьи 309 1 ТК РФ необходимо привести в соответствие с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), указав, что соответствующие изменения размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом необходимо исключить ссылку на конкретную статью НК РФ, поскольку в ТК РФ принято ссылаться на отрасль законодательства - в данном случае законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (см., например, п. 4 ч. 1 ст. 81, ст.ст. 142, 178, 212, 215, 217, 220, 276, 278, 318, 327.1, 341.1, 348.13, 349.4, 351.5, 356, 357, 360.1 ТК РФ).
5) Положение законопроекта о регулировании трудовых отношений в религиозных организациях в соответствии с главой 54 ТК РФ представляется избыточным, поскольку это следует из структуры ТК РФ и названия его главы 54.
6) При доработке законопроекта N 1022523-7 ко второму чтению необходимо учесть положения законопроекта N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы", в соответствии с которым, в частности, предусматривается "упрощенный порядок введения режима временной дистанционной (удаленной) работы" на основании издания работодателем соответствующего локального нормативного акта.
7) Доработка законопроекта N 1022523-7 ко второму чтению должна проводиться с учетом норм статьи 252 ТК РФ, согласно которым особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта N 1022523-7 ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 18 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении, в частности, отмечает необходимость согласования нового абзаца двенадцатого части второй статьи 59 ТК РФ с новой редакцией части первой статьи 309.1 ТК РФ (в части численности работников), а также с новой частью четвертой статьи 309.1 ТК РФ (в части некоммерческих организаций, в отношении которых проектом делаются исключения).
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, являющийся комитетом-соисполнителем по законопроекту, поддерживает концепцию законопроекта N 1022523-7 и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 1022523-7.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, согласны с законопроектом N 1022523-7.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1022523-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями" при условии его доработки с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.