Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 1024843-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (о налогообложении налогом на добавленную стоимость экспортируемых сырьевых товаров) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным, О.В. Шеиным, по которому является соисполнителем, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается изменить подход к налоговому режиму экспорта сырьевых товаров. Авторы законопроекта предлагают установить, что налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении операций по реализации сырьевых товаров определяются Правительством Российской Федерации в размере от 0 до 20 процентов самостоятельно, по каждому виду товара. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, такие правила будут распространяться на сырьевые товары, к которым относятся, в частности, минеральные продукты, продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов, органические химические соединения, удобрения, необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа, натуральный и искусственный мех, древесина, древесный уголь, пробка, жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, никель, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, черные металлы, иные недрагоценные металлы.
Одновременно предлагается отменить возможность возмещения НДС при реализации указанной продукции.
Установление ставок отдельным Постановлением Правительства Российской Федерации законопроект противоречит части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно: пункту 6 статьи 3 НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
В статье 1 НК РФ указано, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, налоги могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена названная конституционная обязанность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", от 27 мая 2003 года по делу о проверке конституционности положения статьи 199 УК Российской Федерации и др.);
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик исполняет обязанность по уплате налога не произвольно, а в соответствии с законом, в частности с учетом установленных законом обязательных элементов налогообложения; налоговая ставка является таким обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Постановление от 10 июля 2017 года N 19-П; Определение от 19 июля 2016 года N 1459-О и др.).
В данном случае отсутствие налоговой ставки в законе о налогах, будет нарушать конституционные основы налогообложения.
В свою очередь, Комитет по энергетике отмечает, что введение ставок по НДС, отличной от нулевой, сделает не конкурентным российский уголь на мировом рынке.
Согласно данным Росстата - доля убыточных организаций в России в январе - мае 2020 г. составила 36%. При этом прибыль российских предприятий упала более чем в 2 раза.
Согласно данных ЦДУ ТЭК Минэнерго - совокупный финансовый результат всех угледобывающих компаний России за 1-квартал 2020 года - отрицательный (убыток). Получение убытков обусловлено падением цен на уголь на мировых рынках и, как следствие, к снижению выручки и прибыли от продаж угля. То есть в настоящее время угольная отрасль терпит существенные убытки из-за падения цен на уголь на мировых рынках.
При таких мировых тенденциях введения ставки НДС на уголь приведет к тому, что российские угольные компании не смогут продавать уголь на экспорт ввиду неконкурентности его цены, поскольку иностранным компаниям будет не выгодно приобретать российский уголь. Как вариант, вводимый НДС, может быть уплачен угольными компаниями за счет собственных средств, но тогда угольные компании попадут в еще больший убыток.
Также стоит отметить, что цены на энергетический уголь находятся на своих исторических минимумах. Многие угледобывающие предприятия тяжело переживают текущий кризис. Одновременно с этим, из-за климатической повестки сформировалась ярко выраженная тенденция на снижение спрос на уголь на мировом рынке, в частности Европа отказывается от угля, а производители угля, ранее реализующие уголь на Европу, переходят на российские и азиатские рынки, усиливая конкуренцию и создавая давление на цены на уголь.
В настоящее время, нет определенности относительно сроков восстановления цен на уголь на мировых рынках и в таких условиях введение дополнительной составляющей стоимости угля в виде НДС окажет катастрофическое влияние на отрасль в целом и приведет к еще большему кризису с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.
Такая же ситуация сложилась и на рынке углеводородов. Снижение спроса на традиционные источники энергии, развитие возобновляемых источников энергии, а также сокращение ВВП стран из-за распространения COVID-2019 и введение ограничительных мер для борьбы с ним в сочетании с жесткой ценовой конкуренцией между производителями, привело к установлению низкой ценовой конъюнктуры на внешних рынках, и необходимости "ручного" регулирования рынков, через соглашение ОПЕК+. Договоренность между странами ОПЕК+ дало возможность стабилизировать цены по нефти на уровне 42-45$ за баррель, по газу на уровне 120-130$ за 1000 кубов, при снижении объема экспорта по нефти на 16%, по газу на 17%, при этом выручка по экспорту газа снизилась в два раза.
Основными налогами, которые формируют больший объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, являются налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины. Уровень уплаты налогов в виде ставки НДПИ и таможенных сборов определяется таким образом, чтобы сделать рентабельной работу нефтегазовой отрасли с учетом необходимости стабилизации и снижения цен на углеводороды и продукты их переработки на внутреннем рынке
На сегодняшний день, общая налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль составляет 65-70% и является одной из самых фискально направленных по сравнению с другими нефтедобывающими странами, для примера, в Америке налоговая нагрузка нефтегазовой отрасли составляет около 35%.
Любое изменение налоговой нагрузки приведет либо к необходимости снижения других видов налогов или таможенных пошлин или сделает работу отрасли и отдельных компаний нерентабельной и их продукцию на мировом рынке неконкурентной.
Отмена права на налоговый вычет приведет к дополнительной налоговой нагрузке на организации, производящие сырьевые товары, приведет к резкому сокращению инвестиционных возможностей добывающих отраслей, будет стимулировать рост цен на эти товары, реализуемые на российском рынке. Принятие законопроекта приведет к крайне отрицательным социально-экономическим последствиям для Российской Федераций, поскольку снизит рентабельность добывающих отраслей, создаст предпосылки для закрытия ряда производств, сокращение производственной программы повлечет за собой отказ от услуг подрядчиков, что может привести к социальной напряженности в регионах в связи с вынужденным сокращением рынка труда, снижения объемов добычи сырьевых товаров и, как следствие, снижения поступлений в бюджеты всех уровней.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве не поддерживает представленный проект федерального закона.
В связи с вышеизложенным Комитет не поддерживает предлагаемые проектом федерального закона нормы.
Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 1024843-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (о налогообложении налогом на добавленную стоимость экспортируемых сырьевых товаров).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.