Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1099092-7 "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по вопросу продления срока государственной гражданской службы)
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 января 2021 года (протокол N 301, пункт 81) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1099092-7 "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что на государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока государственной гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Кроме того, предельный возраст пребывания работников на отдельных должностях урегулирован Трудовым кодексом Российской Федерации. В настоящий момент наблюдается тенденция увеличение предельного возраста пребывания на определенных руководящих должностях. В частности, Трудовым кодексом Российской Федерации повышен до 70 лет (с допущением его продления в отдельных случаях) предельный возраст пребывания на должностях руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций, руководителей и заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях (от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 декабря 2011 г. N 28-П), а также Определениях (от 1 июля 1998 г. N 84-О, от 8 февраля 2001 г. N 45-О, от 5 июля 2001 г. N 134-О, от 3 октября 2002 г. N 233-О) неоднократно указывал, что установление различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе введение правил, касающихся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности) допускается, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией.
Полагаем, что повышение предельного возраста пребывания на должности государственной гражданской служб, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, в свете общего повышения возраста выхода на пенсию актуально.
Таких государственных гражданских служащих стоит рассматривать как особую категорию руководителей. В силу специфики деятельности они должны иметь широкие знания как в сфере своей деятельности, так в направлениях развития Российской Федерации в целом, иметь системное мышление, качество лидера, способность принимать быстрые и взвешенные решения, иметь большую управленческую компетенцию.
Нормы рассматриваемого законопроекта соответствуют общемировой и российской практикам, а также глобальной тенденции к изменению границ зрелого и пожилого возраста, подтвержденной, в частности, принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.