Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 1088595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ряда полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 1088595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ряда полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки законопроектом предлагается уточнение и разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отдельных сферах. В их числе полномочия, установленные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также отдельными "отраслевыми" федеральными законами.
В частности, из Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" исключается полномочие субъектов Российской Федерации по установлению порядка обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем и предусматривается право субъектов Российской Федерации на участие в обеспечении налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем.
Предлагается также внести изменение в Семейный кодекс Российской Федерации, согласно которому разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, могут по просьбе данных лиц выдаваться органами опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних относится к полномочиям органов опеки и попечительства. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В целях уточнения разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации из Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" исключаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
по лицензированию пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи;
по осуществлению совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях.
Целью указанных изменений является исключение дублирования региональных контрольно-надзорных функций с федеральными контрольно-надзорными функциями.
Вышеприведенные предложения, по мнению Комитета, достаточно обоснованы и заслуживают поддержки.
Комитет обращает особое внимание, что проектируемыми нормами законопроекта уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Суть предлагаемых изменений обосновывается в пояснительной записке необходимостью приведения в соответствие полномочий, установленных Федеральным законом N 184-ФЗ с полномочиями, установленными отдельными "отраслевыми" федеральными законами, в частности, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке", Федеральным законом "О кадастровой деятельности", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ закреплен перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Данный перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ или в порядке, предусмотренном пунктом 5 данной статьи (пункт 4 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ). До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в "отраслевом" законодательстве проводилось без внесения корреспондирующих изменений в установленный Федеральным законом N 184-ФЗ перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законопроект разработан во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2018 г. N ВМ-П16-7384 и относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (далее - государственная программа "Развитие федеративных отношений"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445.
С целью обеспечения сбалансированного регионального развития уточнение и разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти, по мнению Комитета, необходимо производить по результатам инвентаризации доходных источников и расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами, реализуемым в рамках государственной программы "Развитие федеративных отношений" является создание условий для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закрытых административно-территориальных образований, в том числе для повышения бюджетной обеспеченности и сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Под устойчивым исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо понимать способность субъектов исполнять свои расходные обязательства (по собственным полномочиям, предметам совместного ведения и пр.) за счет собственных доходных источников и финансовой помощи из средств федерального бюджета в объемах, достаточных для минимизации привлечения заимствований, как источника покрытия возникающих дефицитов (в пределах установленных нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничений).
Вместе с тем, согласно Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 октября 2020 г. N 52К (1425)) в проекте государственной программы "Развитие федеративных отношений" отсутствуют комплексные показатели, характеризующие оценку необходимых затрат регионов на реализацию действующих собственных полномочий и полномочий по предметам совместного ведения и достаточности средств на их безусловное выполнение. Также отсутствует объективная оценка расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204) и Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и реализацией государственных программ в рассматриваемом периоде (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474).
Таким образом, решение об уточнении в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), по мнению Комитета, может быть принято по результатам представления соответствующих оценок.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта при условии учета изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.