Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1088595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ряда полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1088595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормы законопроекта направлены на совершенствование и уточнение разграничения ряд полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных отдельными федеральными законами.
Так, положениями законопроекта (статья 1) предлагается внести изменения в статью 15 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1), предусматривающие, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе (а не обязаны) участвовать в обеспечении налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем.
Согласно действующей редакции статьи 15 Закона N 943-1 порядок обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Внесение данных изменений в статью 15 Закона N 943-1 связано с тем, что в части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) указанное полномочие не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). При этом в силу пункта 4 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 данной статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 этой же статьи.
Кроме того, согласно статье 2 Закона N 943-1 единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов, поэтом материально-техническое обеспечение налоговых органов и их работников должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Положениями законопроекта (статья 2) предусматривается внесение изменений в абзац первый пункта 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому при наличии уважительных причин именно органы опеки и попечительства (а не органы местного самоуправления) по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Данными положениями законопроекта предлагается устранить правовую коллизию, которая может возникнуть в связи с тем, что в конкретном субъекте Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть не наделены законом соответствующего субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству, поэтому в данном случае органы местного самоуправления не вправе выдавать указанное разрешение вступить в брак с лицом, достигшим возраста шестнадцати лет и указанное полномочие должно выполняться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нормами статьи 3 законопроекта в целях уточнения разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации из Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) исключаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: по лицензированию пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи; по осуществлению совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях.
Внесение указанных законопроектом изменений предусматривается в целях исключения дублирования региональных контрольно-надзорных функций с федеральными контрольно-надзорными функциями в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.
Кроме того, нормами статьи 3 законопроекта, предусматривается внесение изменений в пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 41-ФЗ, согласно которым государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи и производства должно будет осуществляться только органами государственной власти Российской Федерации. При этом положениями законопроекта из этого же пункта статьи 10 Федерального закона N 41-ФЗ исключаются полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования отношений в данной области.
В месте с тем следует отметить, что в положениях Федерального закона N 41-ФЗ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации сохраняется право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования указанных отношений (преамбула), а также преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и добытых драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 41-ФЗ), которое в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 41-ФЗ является одним из способов государственного регулирования указанных отношений.
Полагаем, что нормами законопроекта необходимо устранить указанную несогласованность между данными положениями Федерального закона N 41-ФЗ (в редакции законопроекта).
Положениями статьи 4 законопроекта предлагается дополнить перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, установленный в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Суть предлагаемых изменений обосновывается в пояснительной записке к законопроекту необходимостью приведения в соответствие полномочий, установленных Федеральным законом N 184-ФЗ с полномочиями, установленными отдельными "отраслевыми" федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Проектируемый подпункт 13.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (пункт 3 статьи 4 законопроекта), предусматривает отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Вместе с тем в данном проектируемом пункте законопроекта не предусмотрено полномочие субъектов Российской Федерации по организации предоставления указанным обучающимся медицинской помощи, определенное в пункте 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим полагаем, что проектируемый подпункт 13.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ необходимо уточнить с учетом указанного замечания.
Полагаем, что нуждается в уточнении проектируемый подпункт 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (пункт 4 статьи 4 законопроекта), согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Из данного проектируемого законопроектом пункта не понятно, какие иные полномочия будут относиться к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах, регулируемых указанными Федеральными законами, а также их перечень и содержание. При этом в проектируемом подпункте 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не содержится конкретных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, что создает правовую неопределенность в определении пределов компетенции субъектов Российской Федерации по данным вопросам.
Следует также отметить, что в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ уже имеется подпункт 21.4, предусматривающий отнесение к компетенции субъектов Российской Федерации конкретного полномочия по организации и осуществлению мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая создание в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам.
Проектируемая редакция подпункта 84 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (пункт 6 статьи 4 законопроекта) предусматривает отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями). При этом положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) предусматривают, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования розничной продажи, определенной абзацем двенадцатым пункта 2 статьи 18 данного Федерального закона, то есть за исключением розничной продажи произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции).
Полагаем, что проектируемый в законопроекте подпункт 84 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и положения части 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ во взаимосвязи с абзацем двенадцатым пункта 2 статьи 18 этого же федерального закона нуждаются в редакционном согласовании.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.