Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 7 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. N 2925-р, Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (пункт 2 подраздела "Снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда" раздела 5.3 "Улучшения делового климата") и во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 28, предусматривающего совершенствование законодательства в части формирования превентивно-профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве, осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда, пункта 6 поручения Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N ДМ-П12-58пр.
Положения законопроекта соответствуют Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 1028-р.
Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Предлагаемые изменения предусматривают изложение раздела X "Охрана труда" в новой редакции, которым обеспечивается:
структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;
внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).
Предлагаемые изменения обеспечат реализацию концепции рамочного участия государства в построении системы охраны труда у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками; в принятии решений по предупредительным и реактивным мерам с учетом специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.
Кроме того, законопроектом предусматривается дополнение Трудового кодекса Российской Федерации нормой, уточняющей порядок организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Одним из ключевых способов предотвращения последствий от правонарушений, доказавшим свою эффективность, является внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля или "режима самоинспектирования", которая в настоящее время эффективно применяется при контроле финансовой деятельности работодателя.
Законопроектом в указанных целях предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Проведение работодателем самообследования будет носить добровольный характер.
С учетом того, что создание комитетов (комиссий) по охране труда является не обязательным и они создаются по инициативе работодателя и (или) работников, законопроектом предусматривается уточнение основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
В целях приведения положений Трудового кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в ряде статей Трудового кодекса Российской Федерации слова "федеральные целевые программы" заменяются словами "государственные программы".
Кроме того, в целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений законопроектом предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и выполнению задач подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", а также:
внедрению передовых достижений в области охраны труда;
завершению построения системы активного управления охраной труда;
сближению и гармонизации требований охраны труда в Российской Федерации с аналогичными требованиями лучших мировых практик;
признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни и здоровья работников и поднятию ее авторитета на международном уровне.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" не потребует дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации, так как предусмотренные законопроектом обязанности по соблюдению требований охраны труда уже возложены на работодателя Трудовым кодексом Российской Федерации, а реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности их работников и предусмотренных расходов бюджетной системы на реализацию функций указанных федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости"
I. Признание утратившими силу, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признание утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, приостановление нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" не требуется.
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости":
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
Основание - пункт 6 статьи 1 законопроекта.
Цель - уточнение полномочий Роструда, предусмотренных законопроектом.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Роструд.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
Основание - статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель - приведение в соответствие указанного Положения с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Основание - части четвертая, пятая, восьмая статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель - уточнение полномочий Минздрава России, в том числе по принятию нормативных правовых актов, предусмотренных законопроектом.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минздрав России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
Основание - пункт 6 статьи 1 законопроекта.
Цель - уточнение полномочий Минтруда России, в том числе по принятию нормативных правовых актов, предусмотренных законопроектом.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России.
III. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости":
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельных видов работ, на которых допускается выполнение работ в опасных условиях труда".
Основание - часть седьмая статьи 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - МЧС России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
Основание - часть третья статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Минобрнауки России.
IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости":
1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н . "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков".
Основание - статья 218, 220, 222, 224 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель - приведение нормативной правовой базы в сфере охраны труда в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
V. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости":
1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда".
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда".
Основание - статья 213, часть третья статьи 217, статьи 228 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Цель - приведение нормативной правовой базы в сфере охраны труда в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
VI. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости":
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении общих требований к организации и безопасному содержанию рабочего места".
Основание - статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда".
Основание - часть седьмая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов".
Основание - часть четвертая статьи 215.2 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка прохождения работниками психиатрического освидетельствования, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрические освидетельствования".
Основание - часть восьмая статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минздрав России.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими веществами и единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств".
Основание - часть третья статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
Основание - часть третья статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 5 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.